Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14005-2013 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности

     

     5.3 Компетентность специалистов, подготовка и осведомленность сотрудников организации

5.3.1 Основные положения

Для внедрения эффективной СЭМ важное значение имеет осведомленность персонала в области охраны окружающей среды (включая кадровый состав сотрудников и подрядчиков). Организация должна обеспечить компетентность сотрудников, выполняющих работы, что может потребовать дополнительного обучения. Для этих целей ниже установлена последовательность из 4-х шагов.

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Признать потребность организации в компетентном персонале и осведомленности о последствиях внедрения СЭМ в сфере компетенции организации

Определить сферы компетенции, необходимые для осуществления сотрудниками деятельности, связанной с оценкой существенности воздействий организации на окружающую среду. Разработать и внедрить процедуру осведомления о сфере компетенции организации

Разработать и осуществить программу обучения сотрудников (при необходимости).

Оценить компетентность сотрудников на уровне установленных требований и убедиться, что она соответствует сферам компетенции организации

Поддерживать компетентность специалистов и сотрудников, их обучение и программу их осведомленности о сферах компетенции организации



5.3.2 Шаг 1

Организация должна признать, что некомпетентные специалисты, не могут эффективно выполнять свои обязанности.

5.3.3 Шаг 2

Организация должна определить сферы компетенции, необходимые для выполнения специалистами своих обязанностей в рамках СЭМ. Этого можно достичь различными способами, в том числе путем проведения:

- анализа потребностей в обучении;

- аттестации специалистов;

- сопоставительного анализа сфер компетенции с промышленными стандартами и профессиональными уровнями компетенции специалистов.

Для того чтобы сосредоточить усилия на минимизации рисков для окружающей среды и организации, полезно начать обучение с ознакомления с существенными аспектами и законодательными требованиями. Руководство организации должно разработать и внедрить процедуру осведомления специалистов о сферах компетенции, чтобы убедиться в том, что все, работающие от имени и по поручению организации, осведомлены относительно влияний своих действий на окружающую среду.

5.3.4 Шаг 3

Программа обучения специалистов должна предусматривать широкий спектр подготовки, который охватывает функции персонала и рабочие операции. Обучение должно выполняться таким образом, чтобы специалисты понимали свои действия и свою выгоду, а также выгоды организации от деятельности по охране окружающей среды. План обучения может включать в себя ряд методов, в том числе обычное обучение, руководящее участие в процессе работы, а также оценку и наставничество со стороны коллег. Кроме того, план обучения включает вопросы распределения ресурсов и ответственности.

Достижение специалистами требуемых уровней компетентности должно базироваться на выполнении задач обучения, достигнутом уровне образования и накопленном опыте. Руководство организация должно обеспечить подготовку специалистов в отношении всех элементов СЭМ с учетом существенных экологических аспектов организации. Особенно важно обеспечить понимание специалистами выполнения действий организации, направленных на предотвращение или уменьшение вреда для окружающей среды. Записи об учебно-тренировочных мероприятиях и демонстрация компетентности должны сохраняться установленное в организации время.

Кроме того, важно помнить, что экологические аспекты должны быть включены во вводный инструктаж вновь принятых на работу специалистов, посетителей организации и подрядчиков.

5.3.5 Шаг 4

Организация должна собирать отклики специалистов в отношении качества обучения, расширения уровней компетентности и методов оценки, используемых для контроля экологической результативности. Кроме того, важно помнить, что периодическая переподготовка и оценка знаний специалистов может помочь поддерживать компетентность на требуемом уровне.