5.3 Компетентность специалистов, подготовка и осведомленность сотрудников организации
5.3.1 Основные положения
Для внедрения эффективной СЭМ важное значение имеет осведомленность персонала в области охраны окружающей среды (включая кадровый состав сотрудников и подрядчиков). Организация должна обеспечить компетентность сотрудников, выполняющих работы, что может потребовать дополнительного обучения. Для этих целей ниже установлена последовательность из 4-х шагов.
Шаг 1 | Шаг 2 | Шаг 3 | Шаг 4 |
Признать потребность организации в компетентном персонале и осведомленности о последствиях внедрения СЭМ в сфере компетенции организации | Определить сферы компетенции, необходимые для осуществления сотрудниками деятельности, связанной с оценкой существенности воздействий организации на окружающую среду. Разработать и внедрить процедуру осведомления о сфере компетенции организации | Разработать и осуществить программу обучения сотрудников (при необходимости). | Поддерживать компетентность специалистов и сотрудников, их обучение и программу их осведомленности о сферах компетенции организации |
5.3.2 Шаг 1
Организация должна признать, что некомпетентные специалисты, не могут эффективно выполнять свои обязанности.
5.3.3 Шаг 2
Организация должна определить сферы компетенции, необходимые для выполнения специалистами своих обязанностей в рамках СЭМ. Этого можно достичь различными способами, в том числе путем проведения:
- анализа потребностей в обучении;
- аттестации специалистов;
- сопоставительного анализа сфер компетенции с промышленными стандартами и профессиональными уровнями компетенции специалистов.
Для того чтобы сосредоточить усилия на минимизации рисков для окружающей среды и организации, полезно начать обучение с ознакомления с существенными аспектами и законодательными требованиями. Руководство организации должно разработать и внедрить процедуру осведомления специалистов о сферах компетенции, чтобы убедиться в том, что все, работающие от имени и по поручению организации, осведомлены относительно влияний своих действий на окружающую среду.
5.3.4 Шаг 3
Программа обучения специалистов должна предусматривать широкий спектр подготовки, который охватывает функции персонала и рабочие операции. Обучение должно выполняться таким образом, чтобы специалисты понимали свои действия и свою выгоду, а также выгоды организации от деятельности по охране окружающей среды. План обучения может включать в себя ряд методов, в том числе обычное обучение, руководящее участие в процессе работы, а также оценку и наставничество со стороны коллег. Кроме того, план обучения включает вопросы распределения ресурсов и ответственности.
Достижение специалистами требуемых уровней компетентности должно базироваться на выполнении задач обучения, достигнутом уровне образования и накопленном опыте. Руководство организация должно обеспечить подготовку специалистов в отношении всех элементов СЭМ с учетом существенных экологических аспектов организации. Особенно важно обеспечить понимание специалистами выполнения действий организации, направленных на предотвращение или уменьшение вреда для окружающей среды. Записи об учебно-тренировочных мероприятиях и демонстрация компетентности должны сохраняться установленное в организации время.
Кроме того, важно помнить, что экологические аспекты должны быть включены во вводный инструктаж вновь принятых на работу специалистов, посетителей организации и подрядчиков.
5.3.5 Шаг 4
Организация должна собирать отклики специалистов в отношении качества обучения, расширения уровней компетентности и методов оценки, используемых для контроля экологической результативности. Кроме того, важно помнить, что периодическая переподготовка и оценка знаний специалистов может помочь поддерживать компетентность на требуемом уровне.