Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14005-2013 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности

     4.2 Методология

4.2.1 Основные положения

Шаги, описанные в данном подпункте, представляют собой основные составляющие СЭМ. Они следуют модели управления "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй", ПДПД ("Plan-Do-Check-Act", PDCA):

- П - Планируй: разработка целей и процессов, определение и выбор проекта, а также подготовка предварительного плана природоохранных действий, соответствующих экологической политике организации;

- Д - Делай: внедрение процессов, осуществление плана мероприятий, включая распределение функций и ответственности специалистов, сотрудников;

- П - Проверяй: проведение мониторинга, измерений процессов и оценка достижений в реализации экологической политики, подготовка отчета о результатах;

- Д - Действуй: корректировка процессов и выполнение действий по постоянному улучшению по результатам анализа ситуации со стороны руководства.

Модель ПДПД также используется в ИСО 14001 и пригодна в качестве основы для ряда других стандартов по системам менеджмента.

4.2.2 Участие высшего руководства организации

В организации необходимо добиться участия, заинтересованности и поддержки со стороны сотрудников, которые обладают полномочиями, позволяющими обеспечить совершение действий, и осуществляют контроль над ресурсами, необходимыми для поддержки поэтапного внедрения СЭМ. Такие сотрудники часто определяются термином "высшее руководство". Эти люди должны понимать важность своих аспектов заинтересованности и поддержки, что должно мобилизовывать остальных сотрудников организации.

Руководители высшего звена должны назначить руководителя проекта, который действует в качестве координатора проекта. При внедрении СЭМ, соответствующей требованиям ИСО 14001, данная персона позиционируется как "представитель руководства". В контексте указаний, данных в настоящем стандарте, термин "представитель руководства" применяется также по отношению к "руководителю проекта": в зависимости от того, идет ли речь о внедрении СЭМ, полностью соответствующей ИСО 14001, или о проекте в области охраны окружающей среды меньшего масштаба.

4.2.3 Идентификация и выбор проекта

При принятии решения о том, какой(ие) проект(ы) по защите и сохранению окружающей среды может(могут) способствовать улучшению ее состояния и обеспечивать бизнес-преимуществам, которые могли бы стимулировать заинтересованность и поддержку высшего руководства, может оказаться полезным сбор информации по широкому спектру экологических проблем, стоящих перед организацией. Такая информация может включать сведения о соответствии нормативным требованиям, данные о негативных воздействиях на окружающую среду (задымление, шум, запахи, загрязнения воздуха и воды), объемы расходов, связанных с использованием энергии - воды и сырья, утилизации отходов, а также запросы потребителей, предложения от персонала, мнения других лиц или заинтересованных сторон.

Выбранный проект должен охватывать область применения, ограниченную в достаточной мере, но при этом быть в состоянии обеспечивать очевидную выгоду для организации в установленные сроки, чтобы гарантировать свою поддержку для реализации дальнейших природоохранных проектов или для внедрения СЭМ целиком.

Следует обратить внимание на масштабы требуемых от организации усилий, имеющиеся ресурсы и предлагаемую доходность от инвестиций, включая потенциальные выгоды и возможности. Выбранный проект с определенной областью применения, ожидаемыми выгодами, необходимым бюджетом и потенциально возможными недостатками должен быть представлен высшему руководству на утверждение.

4.2.4 Планирование и документирование выбранного проекта

Перед началом работы по выбранному проекту целесообразно подготовить план действий. Он может быть кратким, особенно для небольших организаций, но должен хотя бы вкратце излагать предпосылки для выполнения проекта, его значение для организации и способы выполнения. План может также включать ожидаемые затраты.

Документирование плана можно начать с проведения обзорной проверки с целью выявления и анализа:

a) основных законодательных требований по охране окружающей среды, применимых к деятельности, продукции и услугам организации, включенных в область применения проекта. Кроме того, могут быть представлены некоторые соображения для других требований (например, требований конкретного договора с заказчиком);

b) основные воздействия(ий) на окружающую среду процессов деятельности, продукции и услуг организации. При этом организация может актуализировать выданные органами власти разрешения и имеющуюся в торговых ассоциациях информацию, касающуюся выбросов в атмосферу, сбросов в воду и почву, ликвидации отходов, использования и производства вредных веществ, а также рассмотрения мнений заинтересованных сторон.

Как правило, обзорная информация не будет исчерпывающей, но она должна быть всесторонней и сосредотачиваться на ключевых элементах, чтобы обеспечить достоверную оценку прибыли, которую СЭМ могла бы добавить организации.

Может оказаться необходимым выполнить предварительную количественную оценку экологических аспектов и связанных с ними затрат в тех случаях, когда такая информация не существует (например, масса образующихся отходов, объемы жидких стоков, денежные потери из-за того, что бракованная продукция выбрасывается или отправляется для ликвидации в качестве отходов, количество претензий, состав сточных вод). Эти величины относятся к показателям результативности; практически их можно выразить через уровень достижений организации (например, через массу готовых изделий).

Примечание - Более подробные объяснения того, как могут быть использованы показатели результативности, приведены в 6.8.


После идентификации показателей результативности необходимо определить цели и задачи по снижению негативного воздействия на окружающую среду, например, сокращение использования энергии и уменьшение вредных выбросов. Цели и задачи, как правило, оснащают количественными данными во взаимосвязи с соответствующими показателями результативности, указанными выше. Необходимо установить приоритетность целей и задач с учетом деловых операций, доступных ресурсов, целей управления и других аспектов, касающихся организации.

Соответствующий план действий должен в итоге определять:

- действия, необходимые для достижения поставленных целей и выполнения задач;

- соответствующие ресурсы (людские, материальные, энергетические, финансовые);

- временные рамки (в частности, должны быть установлены точные предельные сроки выполнения проекта);

- исполнителей и их адекватную ответственность за выполнение плана.