ГОСТ 32508-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА ДИЗЕЛЬНЫЕ
Определение цетанового числа
Diesel fuels. Determination of cetane number
МКС 75.160
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 1-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 727-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32508-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту ASTM D 613-10* "Стандартный метод определения цетанового числа дизельных топлив" ("Standard test method for cetane number of diesel fuel oil", MOD).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Дополнительные разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения внесены в текст стандарта и выделены курсивом*.
________________
* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Сопоставление структуры настоящего стндарта со структурой примененного в нем стандарта приведено в приложении Е.
Стандарт ASTM разработан комитетом ASTM D02 по нефтепродуктам и смазочным материалам и непосредственную ответственность за метод несет подкомитет D02.01 по характеристикам процесса горения.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
8 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52709-2007 "Топлива дизельные. Определения цетанового числа".
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 23.08.2021
Поправка внесена изготовителем базы данных
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения характеристики воспламеняемости дизельного топлива в единицах условной шкалы цетановых чисел с использованием стандартного одноцилиндрового четырехтактного форкамерного дизельного двигателя с переменной степенью сжатия. В качестве стандартного одноцилиндрового двигателя в настоящее время применяют двигатели моделей CFR F-5 и ИДТ-90, ИДТ-69. Далее установки на базе двигателей указанных моделей обозначены соответственно как CFR и ИДТ. Особенности определения цетановых чисел для двигателя модели ИДТ-69 с использованием метода "совпадения вспышек" приведены в приложении Д.
1.2 Шкала цетановых чисел охватывает диапазон от 0 до 100, но практическое определение цетановых чисел проводят в диапазоне от 30 до 65.
1.3 Значения параметров рабочих режимов устанавливают в единицах СИ. В скобках приведены значения в системе единиц "дюйм-фунт". Допускается проводить измерения в единицах "дюйм-фунт" в связи с наличием широкого набора дорогостоящей аппаратуры, созданной с ее применением.
1.4 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Меры предосторожности, характерные для настоящего стандарта, приведены в приложении А и в соответствующих пунктах.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 12026 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия
ГОСТ 21743 Масла авиационные. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 принятое эталонное значение (accepted reference value): Значение, служащее в качестве эталона, которое может быть установлено:
- теоретически или на основе научных положений;
- определено или сертифицировано на основе экспериментальных работ какой-либо национальной или международной организацией;
- согласовано или сертифицировано на основе экспериментальных работ по сотрудничеству в рамках научных или инженерных групп.
Пояснение.
В контексте настоящего стандарта предполагают, что принятое эталонное значение соответствует цетановому числу конкретных эталонных материалов, определенному эмпирически в воспроизводимых условиях национальной группой или другой признанной испытательной организацией.
3.1.2 цетановое число (cetane number): Количественный показатель воспламеняемости дизельного топлива, полученный сравнением данного топлива с эталонными топливами при испытаниях с применением стандартизованного двигателя.
Пояснение.
В контексте настоящего стандарта воспламеняемость характеризуется задержкой воспламенения топлива в стандартизованном двигателе при контролируемой степени сжатия, расходе и времени впрыска топлива.
3.1.3 степень сжатия (compression ratio): Отношение общего объема камеры сгорания, включающего форкамеру, при нахождении поршня в нижней мертвой точке к общему объему камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке.
3.1.4 задержка воспламенения (ignition delay): Время в градусах угла поворота коленчатого вала между впрыском топлива и началом его горения.
3.1.5 установка угла опережения впрыска (опережение впрыска) [injection timing (injection advance)]: Установка времени в градусах угла поворота коленчатого вала до верхней мертвой точки, при котором происходит впрыск топлива в камеру сгорания в цикле сжатия.
3.1.6 условия повторяемости (repeatability conditions): Условия получения независимых результатов за короткий промежуток времени одним и тем же методом на идентичных образцах в одной лаборатории одним оператором при применении одного и того же оборудования.
Пояснение.
В контексте настоящего метода под коротким промежутком времени между двумя определениями понимают интервал времени, который должен быть более времени, необходимого для проведения испытания одной пробы, но не более времени, в течение которого сохраняются характеристики пробы топлива, испытательного оборудования, окружающей среды.
3.1.7 условия воспроизводимости (reproducibility conditions): Условия получения независимых результатов одним и тем же методом на идентичных образцах в разных лабораториях разными операторами при применении разного оборудования.
3.1.8 измеритель цетанового числа (измеритель задержки воспламенения) [cetane meter (ignition delay meter)]: Измерительный прибор, который отображает опережение впрыска и задержку воспламенения, получаемые на основании сигналов многоканальных первичных измерительных преобразователей (датчиков).
3.1.9 контрольное топливо (check fuel): Топливо для дизельных двигателей с выбранными характеристиками, которое имеет номинальное цетановое число, определенное при проведении круговых испытаний в условиях воспроизводимости для проверки пригодности установки для определения цетановых чисел.
3.1.10 датчик воспламенения для указания начала воспламенения (combustion pickup): Первичный измерительный преобразователь давления, на который воздействует давление в цилиндре двигателя.
3.1.11 показания микрометра маховика (handwheel reading): Условное числовое значение степени сжатия, полученное по микрометрической шкале, указывающей положение поршня, обеспечивающего переменную степень сжатия в форкамере двигателя.
3.1.12 давление открытия форсунки (injector opening pressure): Давление топлива, преодолевающее сопротивление пружины, удерживающей иглу распылителя форсунки в закрытом положении, и, вследствие этого, вынуждает ее подняться и осуществить впрыск топлива распылением из сопла форсунки.
3.1.13 датчик впрыска (injector pickup): Первичный измерительный прибор, регистрирующий момент начала перемещения иглы форсунки - начала впрыска топлива.
3.1.14 первичные эталонные топлива (primary reference fuels): н-Цетан, гептаметилнонан (HMN) или альфа-метилнафталин (AMN) и смеси указанных материалов с подобранным по объему составом, определяющие шкалу цетановых чисел по формуле
Цетановое число = % цетана + 0,15 (% HMN). (1)
Пояснение.
Первоначально условная шкала цетановых чисел была определена как процентное содержание по объему н-цетана в смеси с альфа-метилнафталином (AMN), где н-цетану было присвоено значение 100, a AMN было присвоено нулевое значение (0). Замена AMN на гептаметилнонан (HMN) в качестве компонента с низким цетановым числом была проведена в 1962 году с целью использования материала, характеризующегося лучшей устойчивостью при хранении и доступностью. Для HMN было установлено значение цетанового числа 15 на основании определения с использованием смесей цетана и AMN в качестве первичных эталонных топлив.
3.1.15 опорные датчики (reference pickups): Первичные измерительные приборы, установленные над маховиком двигателя, срабатывающие при прохождении индикатора, расположенного на маховике, и предназначенные для регистрации момента прохождения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ) и калибровки измерителя задержки воспламенения.
3.1.16 вторичные эталонные топлива (secondary reference fuels): Смеси, составленные в объемном соотношении из двух выбранных пар смесей углеводородов, обозначаемые как Т-топливо (высокоцетановое) и U-топливо (низкоцетановое), аттестованные в установленном порядке с использованием первичных эталонных топлив. Значения цетанового числа выбранных эталонных углеводородов определяют для каждой смеси T-топливо и U-топливо отдельно и разных комбинаций из них.
3.2 Сокращения
3.2.1 AMN - альфа-метилнафталин.