4.11.1 Общие положения
Устройства безопасности должны в случае возникновения опасных ситуаций полностью прекращать соответствующие движения элементов подъемника в опасном направлении, если не установлен другой порядок действий.
Для безопасного производства работ МПРП должны быть оборудованы следующими устройствами безопасности:
- системой, чувствительной к нагрузке (ограничителем предельного груза);
- системой, чувствительной к опрокидывающему моменту, ограничивающей зону обслуживания, и/или;
- системой, чувствительной к положению подъемного оборудования, ограничивающей превышение допускаемых напряжений;
- устройством ориентации пола рабочей платформы в горизонтальном положении;
- устройством блокировки подъема и поворота подъемного оборудования при не установленном на опорах подъемнике, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;
- устройством блокировки подъема опор при поднятом рабочем оборудовании, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;
- устройством аварийного опускания рабочей платформы при отказе основных систем привода;
- устройством, предохраняющим выносные опоры от самопроизвольного выдвижения (поворота) при работе подъемника;
- устройством (указателем) угла наклона подъемника;
- системой аварийной остановки привода перемещения при управлении из рабочей платформы и с нижнего пульта, которая должна быть оснащена кнопкой "Стоп";
- переговорным устройством и/или видеосистемой (для подъемников с высотой подъема рабочей платформы более 22 м);
- анемометром (для подъемников с высотой подъема рабочей платформы более 22 м).
Примечание - Устройства безопасности, как правило, состоят из следующих элементов:
- отслеживающих информацию о работе системы и предоставляющих информацию, например выключатели, клапаны и т.п.;
- передающих информацию, например кабели и провода, трубопроводы, тяги, рычаги и т.п.;
- воспринимающих информацию, например звуковой сигнал, контакты, реле, клапаны и т.п.
4.11.2 Размещение устройств безопасности
Устройства безопасности должны быть установлены в местах, где они будут защищены от повреждения, но легко доступны для проведения регулировки. Их регулировка должна быть возможна только с использованием инструмента. Для исключения несанкционированного вмешательства устройства безопасности, подлежащие регулировке, должны быть опломбированы.
Проверка - визуальный осмотр.
4.11.3 Электрические устройства безопасности
4.11.3.1 Системы аварийного выключения
Электрические устройства безопасности должны действовать в качестве элементов, предоставляющих информацию, и быть спроектированы таким образом, чтобы их отказ происходил в безопасном режиме. Если используются нормально замкнутые выключатели, они должны соответствовать требованиям [10].
Датчики или выключатели допускается использовать при следующих условиях:
- они могут быть дублированы;
- отдельные датчики или выключатели допускается использовать при условии постоянного наблюдения за правильностью их функционирования.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональные испытания.
4.11.3.2 Повреждения в проводке
Проводка, используемая в качестве элемента, передающего сигнал, должна быть установлена и защищена таким образом, чтобы избежать повреждения из-за внешнего воздействия.
Проверка - экспертиза технической документации и визуальный осмотр.
4.11.3.3 Срок службы элементов
Элементы, воспринимающие информацию (например, контакты и реле), должны иметь срок службы, минимально вдвое превышающий число рабочих циклов, для которых предназначен МПРП (см. 4.2.4.2.3).
Проверка - экспертиза технической документации.
4.11.4 Гидравлические (пневматические) устройства безопасности
Гидравлические (пневматические) устройства безопасности и части этих устройств/систем, которые непосредственно действуют на полнопоточные клапаны гидравлических (пневматических) систем, должны быть дублированы, если отказ одного элемента может вызвать отказ всей системы. Управляющие клапаны со вспомогательным управлением в этих устройствах/системах должны быть спроектированы и установлены таким образом, чтобы отказ в работе в случае отключения энергии приводил к переходу в безопасное состояние (т.е. остановке соответствующего движения).
Это требование выполняется с помощью:
a) полнопоточного клапана, действующего непосредственно на соответствующий контур гидравлической (пневматической) системы, или