Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55769-2013 (ИСО/МЭК 24751-1:2008) Информационная технология (ИТ). Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 1. Основы и эталонная модель (Переиздание)

Введение

 

________________

Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО/МЭК 24751-1:2008


ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) являются частью специализированной системы всемирной стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов силами технических комитетов, основанных соответствующими организациями для работы с отдельными отраслями технической деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие международные организации, как государственные, так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и МЭК и также участвуют в их работе. В сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали объединенный технический комитет - ИСО/МЭК СТК 1.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в директивах ИСО/МЭК, часть 2.

Главная задача объединенного технического комитета - подготовка международных стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным техническим комитетом, передаются в государственные организации для голосования. Для принятия международного стандарта требуется как минимум 75% голосов организаций, участвующих в голосовании.

Особое внимание уделяется ситуации, когда некоторые части документа могут быть субъектом патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственности за идентификацию некоторых или всех патентных прав.

Стандарт ИСО/МЭК 24751-1 был подготовлен объединенным техническим комитетом ИСО/МЭК СТК 1 "Информационные технологии", подкомитет ПК 36 "Информационная технология для обучения, образования и подготовки".

От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК 1 ПК 36 выполняет ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)", активно участвующий в разработке международных стандартов и осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.

Международный стандарт ИСО/МЭК 24751 состоит из следующих частей, объединенных общим заголовком "Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке":

- Часть 1. Основы и эталонная модель;

- Часть 2. Персональные потребности и предпочтения при цифровой доставке в системе "Доступ для всех";

- Часть 3. Цифровое описание источников в системе "Доступ для всех".

Дальнейшие части будут посвящены нецифровому описанию ресурсов, персональным потребностям и предпочтениям применительно к нецифровым ресурсам, персональным потребностям и предпочтениям при описании событий и мест, описанию событий и мест, а также языковым особенностям и идентичности интерфейсов пользователей в электронном обучении, образовании и подготовке.

Стандарт ИСО/МЭК 24751 предназначен для согласования индивидуальных потребностей и предпочтений пользователей с особенностями электронных образовательных ресурсов, удовлетворяющих этим потребностям и предпочтениям, для разрешения конфликтов персональных потребностей независимо от их природы, в том числе требований к клиентскому оборудованию, условиям работы, знанию языка и др.

Термины и определения в ИСО/МЭК 24751 являются функциональными. Они предназначены не для выявления недостатков в электронных образовательных ресурсах в отношении их доступности и адаптивности, а для определения возможности предоставления каждому пользователю наиболее подходящего контента.

В ИСО/МЭК 24751 отмечено, что обучаемые испытывают затрудения при несоответствии их персональных потребностей (предпочтений) и предлагаемого им образовательного контента, причем затруднения обусловлены не личными особенностями пользователя, а указанным несоответствием. Например, слепой обучаемый способен вопринимать материал курса в звуковом формате, тогда как обучаемый, не обладающий необходимыми базовыми знаниями или работающий в шумной обстановке, не способен к этому. Другими словами, образовательная среда доступна, если потребности обучаемого удовлетворены (адаптацией, заменой или изменением формы представления цифровых  ресурсов). Доступность определяется гибкостью образовательной среды (в части методов представления и контроля, структуры, метода доступа и поддержки обучаемого) и наличием контента, альтернативного по форме, но идентичного по содержанию. Потребности и предпочтения пользователей зависят от ситуации и окружающей обстановки, технических требований к пользовательским устройствам, имеющимся инструментам (например, вспомогательные технологии, такие как шрифт Брайля, устройства воспроизведения, системы распознавания голоса, средства ввода), опыта пользователя или инвалидности в традиционном смысле. Система является доступной, если позволяет выполнять настройку интерфейса пользователя и (или) конфигурации образовательной среды, а также подбирать образовательный ресурс и способ его представления в соответствии с потребностями и предпочтениями пользователя.

Настоящий стандарт обеспечивает общую структуру для дополнительных частей. Дополнительные части предоставляют два дополнительных набора информации:    

1. Описание потребностей и предпочтений пользователя в области доступности:

- как цифровые ресурсы должны быть показаны и структурированы;

- как цифровые ресурсы должны контролироваться и управляться;

- какие дополнительные или альтернативные цифровые ресурсы должны быть предоставлены.

2. Описание характеристик образовательных ресурсов, влияющих на восприятие, понимание и взаимодействие с пользователем, в том числе

- какие сенсорные модальности используются в образовательных ресурсах;

- каким образом ресурс подлежит адаптации (например, может ли текст быть преобразован автоматически);

- какие методы ввода доступны;

- доступны ли альтернативные ресурсы.