В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Метод сопоставления деятельности лидирующих организаций в определенном сегменте рынка.
2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является выработка большого количества идей.
2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-следственных связей) (cause an defect diagram): Средство визуализации, которое часто используют в процессе мозгового штурма с целью логического структурирования возможных причин проблемы.
2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, которая присуща данному процессу в течение продолжительного времени.
2.5 доверительный интервал (confidence interval): Интервал, который накрывает оцениваемый параметр с вероятностью не менее (1-), обычно 95% или 99%.
2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты измерений величин, измеряемых по непрерывной шкале, значения которых представляют собой действительные числа.
2.7 критичный для качества, CTQ (critical-to-quality): Критичные характеристики и требования к показателям качества, которые должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителя.
2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.
Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
[ISO 9000:2005, 3.3.5]
2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.
[ISO 9000:2005, 3.6.3]
2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, следствием которого может быть возникновение дефекта.
2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или несколькими дефектами.
[ISO 3534-2:2006, 1.2.16]
2.12 планирование экспериментов, DOE (design of experiments): Систематизированная методология сбора информации с целью улучшения какого-то процесса.
Примечание 1 - Для представления анализируемого процесса разрабатывают статистические модели.
Примечание 2 - Для проверки и результативности улучшений могут быть использованы методы моделирования и оптимизации.
2.13 дискретные данные (discrete data): Данные об отнесении объекта к одному из классов или категорий, которые не могут быть представлены дробным числом.
Примечание 1 - Результаты группировки или иной классификации непрерывных данных могут представлять собой дискретные данные.
Примечание 2 - Данные классификации по различным признакам являются дискретными и называются альтернативными данными.
Примечание 3 - Дискретные данные получают при исследовании символьной или порядковой шкалы.
2.14 экологический аспект (environmental aspect): Деятельность, продукция или услуга, у которых возможно взаимодействие с окружающей средой.
2.15 анализ проекта (gate review): Проверка проекта, проводимая спонсором проекта при завершении каждого этапа DMAIC с целью подтверждения выполнения результатов данного этапа.
2.16 вход (input): Ресурсы и/или данные, необходимые для реализации процесса.
2.17 модель Кано (Kano model): Прием управления качеством, используемый для ранжирования требований потребителя.
2.18 анализ измерительных систем, MSA (measurement system analysis): Серия исследований, направленных на проверку функционирования измерительной системы.