Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 13053-2-2013 Статистические методы. Методология улучшения процессов "шесть сигм". Часть 2. Методы и приемы

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Метод сопоставления деятельности лидирующих организаций в определенном сегменте рынка.

2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является выработка большого количества идей.

2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-следственных связей) (cause an defect diagram): Средство визуализации, которое часто используют в процессе мозгового штурма с целью логического структурирования возможных причин проблемы.

2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, которая присуща данному процессу в течение продолжительного времени.

2.5 доверительный интервал (confidence interval): Интервал, который накрывает оцениваемый параметр с вероятностью не менее (1-), обычно 95% или 99%.

2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты измерений величин, измеряемых по непрерывной шкале, значения которых представляют собой действительные числа.

2.7 критичный для качества, CTQ (critical-to-quality): Критичные характеристики и требования к показателям качества, которые должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителя.

2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.

Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.


[ISO 9000:2005, 3.3.5]

2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

[ISO 9000:2005, 3.6.3]

2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, следствием которого может быть возникновение дефекта.

2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или несколькими дефектами.

[ISO 3534-2:2006, 1.2.16]

2.12 планирование экспериментов, DOE (design of experiments): Систематизированная методология сбора информации с целью улучшения какого-то процесса.

Примечание 1 - Для представления анализируемого процесса разрабатывают статистические модели.

Примечание 2 - Для проверки и результативности улучшений могут быть использованы методы моделирования и оптимизации.

2.13 дискретные данные (discrete data): Данные об отнесении объекта к одному из классов или категорий, которые не могут быть представлены дробным числом.

Примечание 1 - Результаты группировки или иной классификации непрерывных данных могут представлять собой дискретные данные.

Примечание 2 - Данные классификации по различным признакам являются дискретными и называются альтернативными данными.

Примечание 3 - Дискретные данные получают при исследовании символьной или порядковой шкалы.

2.14 экологический аспект (environmental aspect): Деятельность, продукция или услуга, у которых возможно взаимодействие с окружающей средой.

2.15 анализ проекта (gate review): Проверка проекта, проводимая спонсором проекта при завершении каждого этапа DMAIC с целью подтверждения выполнения результатов данного этапа.

2.16 вход (input): Ресурсы и/или данные, необходимые для реализации процесса.

2.17 модель Кано (Kano model): Прием управления качеством, используемый для ранжирования требований потребителя.

2.18 анализ измерительных систем, MSA (measurement system analysis): Серия исследований, направленных на проверку функционирования измерительной системы.