4.1 Общие положения
Главной целью проекта "Шесть сигм" является решение задачи достижения бизнес-целей организации. Проект "Шесть сигм" следует предпринимать только в тех случаях, когда решение упомянутой задачи неизвестно.
Действия по реализации проекта "шесть сигм" включают:
a) сбор данных;
b) получение информации на основе анализа данных;
c) выработку решения;
d) обеспечение получения желаемых результатов.
При выполнении перечисленных действий предпочтение следует отдавать практическому подходу, как показано в таблице 1.
Таблица 1 - Основы методологии "Шесть сигм"
Вопрос | Этап методологии "Шестьсигм" | Описание |
Какова проблема? | Определение | Определение проблемы, над которой предстоит работать |
На каком этапе сейчас находится процесс? | Измерение | Измерение текущих показателей процесса, которые необходимо улучшить |
Что является причиной проблемы? | Анализ | Анализ процесса для установления главной причины неудовлетворительных показателей |
Что можно сделать для устранения проблемы? | Улучшение | Совершенствование процесса путем испытаний и анализа возможных решений для создания устойчивого улучшения процесса |
Как сохранить улучшения? | Контроль | Контроль улучшенного процесса посредством создания стандартизованного процесса, способного функционировать и постоянно улучшать требуемые характеристики в течение длительного времени |
4.2 Обратная связь с потребителем
Организация должна обеспечивать постоянную обратную связь с потребителем в течение действия проекта "Шесть сигм". В роли потребителя может быть спонсор проекта, внутренний или внешний потребители. Важно, чтобы каждый проект "Шесть сигм" начинался с определения потребностей и ожиданий потребителей. Впоследствии на каждом этапе выполняемые действия необходимо проверять на наличие/ отсутствие отклонений от первоначальных ожиданий потребителя.
4.3 Учетная модель
Методология улучшения "Шесть сигм" должна быть направлена на повышение финансовой эффективности организации, должна также учитывать безопасность и удовлетворенность потребителя.
Во всех случаях в качестве первого шага должна быть установлена учетная модель, позволяющая правильно оценивать финансовые показатели процесса. Это позволяет финансовому и производственному подразделениям прогнозировать результаты, пользуясь единым набором данных.
Показатели исследуемого проекта следует оценивать с позиции результативности и пригодности для потребителя или бизнеса. Спонсор проекта должен регулярно анализировать показатели проекта.
4.4 3релость процессов организации
Непрерывное улучшение охватывает набор действий, улучшающих продуктивность работы организации. Концепция зрелости введена для оценки разных уровней деятельности организации и составления плана непрерывного улучшения проектов. Обычно используют пять уровней:
- Начальный уровень (уровень 1) - в организации отсутствует описание процессов;
- Управляемый уровень (уровень 2) - для реагирования на требования потребителя в организации разработано формализованное предоставление процесса;
- Определенный уровень (уровень 3) - определены процессы во всей организации;
- Количественно управляемый уровень (уровень 4) - всеми процессами уровня 3 управляют количественно с использованием индикаторов;
- Оптимизированный уровень (уровень 5) - процессы оптимизированы с использованием индикаторов.
В организации, применяющей методологию "Шесть сигм", уровни зрелости постепенно изменяются. Переход на новую стадию внедрения методологии "Шесть сигм" обуславливает генеральный план непрерывного улучшения и уровень зрелости организации. Уровни зрелости показаны на рисунке 1.