Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 7870-3-2013 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 3. Приемочные контрольные карты

     5 Описание применения приемочных контрольных карт


Для достижения приемлемого качества продукции или услуги часто необходимо проводить под наладку процесса, корректируя его уровень в соответствии с целевым значением. Такие действия являются дополнительными по отношению к случайной изменчивости и вносят вклад в общую изменчивость вокруг существующего уровня процесса. В большинстве случаев возможные изменения уровня процесса должны находиться в допустимой области. Сдвиги уровня процесса обычно происходят в результате действия причин, которые нельзя устранить по техническим или экономическим соображениям. Как правило, сдвиги процесса появляются через нерегулярные интервалы, но их нельзя причислять к случайным составляющим изменчивости процесса.

Существует несколько различных подходов к рассмотрению факторов, увеличивающих изменчивость уровня процесса кроме присущей ему изменчивости. Крайним является подход, по которому вся изменчивость, выражающаяся в отклонениях от целевого значения, должна быть минимизирована. Последователи такого подхода стараются обеспечить поддержание процесса в более узких границах для расширения возможностей совершенствования качества процесса или продукции.

Другое крайнее мнение заключается в том, что если процесс не выходит за установленные границы, то считается, что применять управление процессом неэкономично, так как это может препятствовать тенденции процесса к снижению изменчивости. Внедрение этого подхода часто является результатом давления со стороны персонала, занимающегося только контролем, а не улучшением качества продукции или процесса.

Приемочная контрольная карта - одно из средств, охватывающих широкий диапазон методов достаточно логичным и простым способом. Она позволяет различать составляющие присущей процессу изменчивости, случайные и дополнительные факторы, влияющие на положение уровня процесса.

После сдвига процесса, он может затем стабильно работать на новом уровне до возникновения следующего сдвига. Между этими изменениями процесс находится в стабильном состоянии по отношению к присущей ему изменчивости.

Примером такой ситуации является процесс, использующий большие партии сырья. Изменчивость в пределах партии можно рассматривать как присущую процессу изменчивость. При поступлении новой партии материала, качество которой может отличаться от предыдущей партии, проявляется составляющая изменчивости между партиями.

Примером такой изменчивости является изменчивость внутри партии и между партиями, возникающая при замене штампов деталей машин. Цель карты в этом случае определение степени износа штампа и необходимости его ремонта или замены. Скорость износа зависит от твердости материала деталей в партии, и поэтому ее трудно предсказать. Применение в этой ситуации приемочной контрольной карты дает возможность принять решение о необходимости технического обслуживания штампа.

Приемочная контрольная карта основана на контрольной карте Шухарта, но составлена так, что процесс может сдвигаться в направлении контрольных границ, если поле допуска достаточно широко, или ограничиваться более узкими границами, если собственная изменчивость процесса относительно велика и охватывает большую часть поля допуска.

Задача состоит в выявлении такого процесса, уровень которого так далеко сместился от целевого значения, что дает слишком большой процент единиц продукции, не удовлетворяющих установленным требованиям.

Последовательное нанесение данных на карту средних графически отображает постоянное изменение выборочных средних. Центральная зона (зона приемлемых процессов) соответствует изготовлению приемлемой продукции (см. рисунок 1). Данные в зонах неприемлемых процессов характеризуют процессы, изготавливающие неприемлемую продукцию.

Между внутренней и внешними зонами находятся зоны неопределенности, соответствующие такому состоянию процесса, при котором он изготавливает приемлемую продукцию, но требует повышенного внимания. В том случае, когда данные приближаются к границе зоны неприемлемых процессов, необходимо предпринимать корректирующие действия. Этот критерий является базовым для приемочной контрольной карты. Настоящий стандарт является руководством по практическому использованию приемочных контрольных карт и установлению контрольных границ в случае односторонних и двусторонних требований.

Поскольку невозможно четко разделить удовлетворительный и неудовлетворительный уровни процесса, необходимо определить такой уровень процесса, при котором его продукцию принимают с вероятностью ().

Это приемлемый уровень процесса (APL), который соответствует границе зоны приемлемых процессов, находящейся в непосредственной близости от целевого значения (см. рисунок 1).

Всем процессам, уровень которых расположен ближе к целевому значению, чем к APL, соответствует вероятность ошибочного отклонения менее . Таким образом, чем ближе процесс к целевому значению, тем меньше вероятность того, что удовлетворительный процесс будет отклонен. Также необходимо определить такой уровень процесса, при котором неприемлемый процесс будет отклонен с вероятностью (). Этот уровень процесса называется неприемлемым уровнем (RPL). Любому процессу, находящемуся от целевого значения дальше чем RPL, будет соответствовать вероятность приемки менее .

Процессы, уровни которых лежат между APL и RPL, изготавливают продукцию пограничного качества, когда нет необходимости тратить время на под* наладку процесса и продукция может быть в некоторых случаях использована без корректировки уровня процесса. Область между APL и RPL часто называют "зоной неопределенности". Ширина этой зоны зависит от требований к конкретному процессу и установленных рисков. Чем уже эта зона, т.е. чем ближе расположены друг к другу APL и RPL, тем больше должен быть объем выборки. Такой подход дает реальную оценку эффективности системы приемочного контроля, а также метод управления процессом.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Для построения приемочной контрольной карты, как для любой системы выборочного приемочного контроля, необходимы следующие четыре элемента:

a) приемлемый уровень процесса (APL), связанный с риском ;

b) неприемлемый уровень процесса (RPL), связанный с риском ;

c) критерий принятия решения или приемочные контрольные границы (ACL);

d) объем выборки ().

Примечание - В настоящем стандарте определены односторонние риски и . Если на контролируемую характеристику установлены двусторонние требования, рисками являются 5%-ая вероятность выхода контролируемой характеристики за верхнюю контрольную границу или 5%-ая вероятность выхода контролируемой характеристики за нижнюю границу. Это приводит к полному риску, равному 5%.


При работе с приемочной контрольной картой оператору нужно знать только приемочные контрольные границы, объем, частоту и способ отбора выборки. Инженер по качеству или квалифицированный оператор могут без особого труда построить контрольные границы самостоятельно, что дает им возможность более глубоко понять процедуру приемки процесса и его управления.