Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1)

     Общие понятия

1 железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенных для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Примечание - К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.

railway technics

2 надежность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Примечание - В зависимости от назначения железнодорожной техники и условий ее применения надежность может включать готовность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

dependability

3 безотказность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения.

reliability

4 ремонтопригодность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники, заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического содержания.

maintainability

5 долговечность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до достижения предельного состояния при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания.

durability

6 сохраняемость (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или) транспортирования при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях хранения и (или) транспортирования.

storability

7 готовность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.

Примечания

1 Готовность зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и материально-технического обеспечения.

2 Необходимые внешние ресурсы, кроме ресурсов технического содержания, не влияют на готовность.

availability

8 эксплуатационная надежность (железнодорожной техники): Надежность железнодорожной техники при ее эксплуатации конкретным потребителем в определенных условиях применения на железнодорожном транспорте.

operational
dependability

9 отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.

fault tolerance

10 показатель надежности (железнодорожной техники): Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники.

Примечание - Различают следующие показатели надежности:

- единичный;

- комплексный;

- расчетный;

- экспериментальный;

- эксплуатационный.

Значение показателя надежности может быть:

- нормативным (регламентировано в нормативной документации);

- допустимым (определяют исходя из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними рисков);

- проектным (задано проектной (технической) документацией на железнодорожную технику);

- фактическим (определяют по реальным данным эксплуатации).

dependability
measure

Понятия, относящиеся к видам технического состояния объектов

11 исправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) технической документации.

good state

12 неисправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации.

fault
(faulty state)

13 (Исключен, Изм. N 1).

14 работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.

up state

15 неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.

disabled state

16 (Исключен, Изм. N 1).

17 частично работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме.

partial up state

17а предотказное состояние (железнодорожной техники): Работоспособное состояние, при котором значение параметра (параметров) железнодорожной техники, характеризующего (характеризующих) возникновение ее отказа, приближается к границам установленного допуска с такой скоростью, что железнодорожная техника может перейти в неработоспособное состояние до проведения следующего контроля, технического обслуживания или ремонта.

     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).

рre-failure state

18 предельное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна на основании оценки рисков.

limiting state

19 критерий предельного состояния (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков предельного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

limiting state criterion

20 опасное состояние (железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной техники, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска.

hazardous state

21 техническое состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных в технической документации на нее.

technical state

Понятия, относящиеся к отказам

22 отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.

failure

23 критерий отказа (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

failure criterion

24 повреждение (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния.

damage

25 дефект (железнодорожной техники): Отдельное несоответствие железнодорожной техники требованиям, установленным в технической документации.

defect

26 вид отказа (железнодорожной техники): Категория классификации отказов железнодорожной техники по заданным признакам.

Примечание - Признаки классификации отказов:

- зависимость отказов - зависимый, независимый, отказ по общей причине;

- возможность последующего применения железнодорожной техники - полный, частичный;

- характер изменения основного параметра железнодорожной техники - внезапный, постепенный;

- наличие внешних проявлений отказа - явный, скрытый;

- возможность и способ устранения отказа - устранимый, неустранимый, самоустраняющийся (сбой, перемежающийся отказ);

- причина возникновения - конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие изнашивания, вследствие старения;

- характер возникновения - систематический, случайный;

- влияние отказа на перевозочный процесс - отказы первой, второй и третьей категорий;

- по степени опасности - опасный, неопасный.

failure mode

27 опасный отказ (железнодорожной техники): Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние.

hazardous failure

28 сбой (железнодорожной техники): Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течение времени менее допустимого, установленного в технической документации.

interruption

29 ошибка (в железнодорожной технике): Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или состоянием.

error

Понятия, относящиеся к техническому содержанию

30 техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожной техники.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

maintenance

31 восстановление (железнодорожной техники): Событие, при котором после неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает работоспособное состояние.

restoration

32 техническое обслуживание (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание железнодорожной техники в работоспособном состоянии.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

servicing

33 вид технического обслуживания (железнодорожной техники): Категория классификации технического обслуживания железнодорожной техники по отличительному признаку.

type of servicing

34 планово-предупредительное техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое с целью уменьшения вероятности возникновения ее отказа или ухудшения функционирования и проводимое до наступления отказа через заранее установленные интервалы применения или хранения или по определенным критериям оценки ее технического состояния.

preventive (scheduled) servicing

35 техническое обслуживание по состоянию (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, проводимое на основе оценки результатов мониторинга ее технического состояния.

condition based servicing

36 неплановое техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, которое осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

unscheduled servicing

37 техническое обслуживание (железнодорожной техники) на месте эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое на месте применения или хранения железнодорожной техники.

on-site servicing

38 техническое обслуживание (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

off-site servicing

39 ремонт (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на восстановление работоспособного состояния и (или) ресурса железнодорожной техники.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

repair

40 вид ремонта (железнодорожной техники): Категория классификации ремонта железнодорожной техники по отличительному признаку.

type of repair

41 плановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется с периодичностью, установленной в технической документации на железнодорожную технику.

scheduled repair

42 ремонт по состоянию (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, объем и момент начала которого определяется по результатам мониторинга технического состояния железнодорожной техники.

condition based repair

43 неплановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

unscheduled repair

44 ремонт на месте эксплуатации (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, выполняемый на месте применения или хранения железнодорожной техники.

on-site repair

45 ремонт (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Ремонт железнодорожной техники, выполняемый после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

off-site repair

46 доступность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, заключающееся в ее рациональном размещении в соответствии с потребностями в техническом содержании.

unit service accessibility

47 легкосъемность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, характеризующее ее приспособленность к демонтажу или монтажу при техническом содержании с минимальными затратами времени и труда.

unit quick-
detachability

Понятия, относящиеся к разработке объекта и анализу его надежности

48 анализ надежности (железнодорожной техники): Комплексное исследование железнодорожной техники, ее отказов и процессов их возникновения в целях определения наиболее критичных составных частей железнодорожной техники, оценки показателей надежности и возможности повышения надежности.

dependability analysis

49 нормирование надежности (в железнодорожной технике): Установление количественных и качественных требований к надежности.

Примечание - Нормирование надежности включает в себя выбор номенклатуры показателей надежности, обоснование численных значений показателей надежности железнодорожной техники и ее составных частей, формулирование критериев отказов и предельных состояний, задание требований к методам контроля надежности, выработку качественных требований к конструкции железнодорожной техники, техническому содержанию, действиям персонала, направленных на обеспечение надежности.

dependability specification

50 распределение требований надежности (в железнодорожной технике): Процедура, применяемая в процессе проектирования железнодорожной техники, посредством которой требования надежности к железнодорожной технике распределяют между ее составными частями по определенным правилам.

allocation (apportionment) of dependability requirements

49, 50 (Измененная редакция, Изм. N 1).

51 контроль надежности (железнодорожной техники): Проверка соответствия железнодорожной техники заданным требованиям надежности.

dependability verification

52 резервирование (в железнодорожной технике): Способ обеспечения надежности железнодорожной техники за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения предусмотренной техническими требованиями функции.

redundancy

53 нагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором все элементы, способные выполнять предусмотренную техническими требованиями функцию, работают одновременно.

active redundancy

54 ненагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором один или несколько резервных элементов находятся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функций основного элемента.

52-54 (Измененная редакция, Изм. N 1).

standby redundancy

55 прогнозирование надежности (железнодорожной техники): Предсказание значений показателей надежности и возникновения отказов железнодорожной техники на основе нормированных методов и расчетов или результатов научных исследований.

prediction

56 модель безотказности (железнодорожной техники): Математическая модель, используемая для прогнозирования или оценки показателей безотказности.

reliability model

57 анализ видов и последствий отказов (в железнодорожной технике): Качественный метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду.

failure modes and effects analysis

58 анализ видов, последствий и критичности отказов (в железнодорожной технике): Метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду с учетом вероятности возникновения и серьезности последствий.

failure modes, effects and criticality analysis

59 анализ дерева неисправностей (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей состояния составных частей, внешние события или их комбинации, приводящие к рассматриваемой неисправности железнодорожной техники.

 

fault tree analysis

60 анализ дерева событий (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей возможные результаты, которые могут последовать от данного инициирующего события и состава предусматриваемых контрмер.

57-60 (Измененная редакция, Изм. N 1).

event tree analysis

61 структурная схема надежности (железнодорожной техники): Графическое представление железнодорожной техники в виде блоков, показывающее, как неисправности составных частей и их комбинации влияют на состояние железнодорожной техники.

reliability block diagram

62 диаграмма состояний-переходов (в железнодорожной технике): Диаграмма, показывающая совокупность возможных состояний железнодорожной техники и возможных пошаговых переходов между состояниями.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

state-transition diagram

Величины и показатели безотказности

63 наработка (железнодорожной техники): Продолжительность или объем работы железнодорожной техники за определенный период.

operating time

64 наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, накопленная от первого применения железнодорожной техники до ее первого отказа.

operating time to failure

65 наработка между отказами (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники между двумя последовательными отказами.

operating time between failures

66 период приработки (железнодорожной техники): Начальный период эксплуатации железнодорожной техники, если он существует, в течение которого параметр потока отказов или интенсивность отказов уменьшаются со временем до постоянного, с учетом заданной погрешности, значения.

early failure period

67 вероятность безотказной работы (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ железнодорожной техники не возникнет.

reliability function

68 вероятность отказа (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ железнодорожной техники определенного вида.

failure probability

69 средняя наработка до отказа (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки железнодорожной техники до первого отказа.

mean operating time to failure

70 гамма-процентная наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, в течение которой отказ железнодорожной техники не возникнет с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-

percentile operating time to failure

71 средняя наработка на отказ (железнодорожной техники): Отношение суммарной наработки восстанавливаемой железнодорожной техники к математическому ожиданию числа ее отказов в течение этой наработки.

mean operating time between failures

72 интенсивность отказов (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности возникновения отказа железнодорожной техники, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.

failure rate

73 параметр потока отказов (железнодорожной техники): Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемой железнодорожной техники за достаточно малую ее наработку к значению этой наработки.

failure intensity

Величины и показатели ремонтопригодности

74 средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники.

mean operating time between preventive servicing

75 средняя наработка между видами планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планового ремонта железнодорожной техники.

mean operating time between scheduled repair

76 среднее время простоя (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности неработоспособного состояния железнодорожной техники из-за возникновения ее отказов и нахождения ее на планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом ремонте.

mean down-time

77 продолжительность технического содержания (железнодорожной техники): Время, затраченное на выполнение необходимых действий по техническому содержанию железнодорожной техники, включая логистические и технические задержки и исключая административные задержки.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

maintenance time

78 время до восстановления (железнодорожной техники): Интервал времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

Примечания

1 Если момент отказа не определен, то предполагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа.

2 Пояснение к термину приведено в приложении А.

time to restoration

79 среднее время до восстановления (железнодорожной техники): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

mean time to restoration

80 интенсивность восстановления (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности восстановления работоспособного состояния железнодорожной техники, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено.

(instantaneous) restoration rate

81 продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида.

servicing time

82 средняя продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

mean servicing time

83 продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного ремонта железнодорожной техники данного вида.

repair time

84 средняя продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности ремонта железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

mean repair time

85 среднее время контроля функционирования (железнодорожной техники): Математическое ожидание времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения возможности выполнения железнодорожной техникой части или всех предусмотренных техническими требованиями функций после устранения неисправности.

mean control time

86 трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

servicing man-hours

87 средняя трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

mean servicing man-hours

88 трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного ремонта железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

repair man-hours

89 средняя трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного ремонта железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

mean repair man-hours

90 средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планово-предупредительного технического обслуживания однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

mean summarized preventive servicing man-hours

91 средняя суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планового ремонта однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

mean summarized scheduled repair man-hours

92 удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

specific summarized preventive servicing man-hours

93 удельная суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планового ремонта железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

specific summarized scheduled repair man-hours

94 технологический перерыв (для железнодорожной техники): Планируемый период времени, в течение которого применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

blocking pause

95 коэффициент достаточности предоставления технологических перерывов (для железнодорожной техники): Коэффициент, характеризующий соответствие между количеством и длительностью заявленных и предоставленных технологических перерывов за рассматриваемый период.

blocking pause adequacy ratio

Величины и показатели долговечности

96 срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации железнодорожной техники или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

lifetime

97 назначенный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

assigned lifetime

97а рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники принимают на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.


(Введен дополнительно, Изм. N 1).

recommended lifetime

98 продленный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы или рекомендуемого срока службы до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники.

Примечание - Значение продленного срока службы устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

extended lifetime

99 остаточный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние.

residual lifetime

100 средний срок службы (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока службы железнодорожной техники.

mean lifetime

101 гамма-процентный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-percentile lifetime

102 ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники за время ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.

operating lifetime