1 железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенных для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Примечание - К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности. | railway technics |
2 надежность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования. Примечание - В зависимости от назначения железнодорожной техники и условий ее применения надежность может включать готовность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств. | dependability |
3 безотказность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения. | reliability |
4 ремонтопригодность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники, заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического содержания. | maintainability |
5 долговечность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до достижения предельного состояния при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания. | durability |
6 сохраняемость (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или) транспортирования при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях хранения и (или) транспортирования. | storability |
7 готовность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены. Примечания 1 Готовность зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и материально-технического обеспечения. 2 Необходимые внешние ресурсы, кроме ресурсов технического содержания, не влияют на готовность. | availability |
8 эксплуатационная надежность (железнодорожной техники): Надежность железнодорожной техники при ее эксплуатации конкретным потребителем в определенных условиях применения на железнодорожном транспорте. | operational |
9 отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей. | fault tolerance |
10 показатель надежности (железнодорожной техники): Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники. Примечание - Различают следующие показатели надежности: - единичный; - комплексный; - расчетный; - экспериментальный; - эксплуатационный. Значение показателя надежности может быть: - нормативным (регламентировано в нормативной документации); - допустимым (определяют исходя из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними рисков); - проектным (задано проектной (технической) документацией на железнодорожную технику); - фактическим (определяют по реальным данным эксплуатации). | dependability |
Понятия, относящиеся к видам технического состояния объектов | |
11 исправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) технической документации. | good state |
12 неисправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации. | fault |
13 (Исключен, Изм. N 1). | |
14 работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы. | up state |
15 неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции. | disabled state |
16 (Исключен, Изм. N 1). | |
17 частично работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме. | partial up state |
17а предотказное состояние (железнодорожной техники): Работоспособное состояние, при котором значение параметра (параметров) железнодорожной техники, характеризующего (характеризующих) возникновение ее отказа, приближается к границам установленного допуска с такой скоростью, что железнодорожная техника может перейти в неработоспособное состояние до проведения следующего контроля, технического обслуживания или ремонта. | рre-failure state |
18 предельное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна на основании оценки рисков. | limiting state |
19 критерий предельного состояния (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков предельного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации. | limiting state criterion |
20 опасное состояние (железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной техники, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска. | hazardous state |
21 техническое состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных в технической документации на нее. | technical state |
Понятия, относящиеся к отказам | |
22 отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники. | failure |
23 критерий отказа (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации. | failure criterion |
24 повреждение (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния. | damage |
25 дефект (железнодорожной техники): Отдельное несоответствие железнодорожной техники требованиям, установленным в технической документации. | defect |
26 вид отказа (железнодорожной техники): Категория классификации отказов железнодорожной техники по заданным признакам. Примечание - Признаки классификации отказов: - зависимость отказов - зависимый, независимый, отказ по общей причине; - возможность последующего применения железнодорожной техники - полный, частичный; - характер изменения основного параметра железнодорожной техники - внезапный, постепенный; - наличие внешних проявлений отказа - явный, скрытый; - возможность и способ устранения отказа - устранимый, неустранимый, самоустраняющийся (сбой, перемежающийся отказ); - причина возникновения - конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие изнашивания, вследствие старения; - характер возникновения - систематический, случайный; - влияние отказа на перевозочный процесс - отказы первой, второй и третьей категорий; - по степени опасности - опасный, неопасный. | failure mode |
27 опасный отказ (железнодорожной техники): Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние. | hazardous failure |
28 сбой (железнодорожной техники): Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течение времени менее допустимого, установленного в технической документации. | interruption |
29 ошибка (в железнодорожной технике): Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или состоянием. | error |
Понятия, относящиеся к техническому содержанию |
30 техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожной техники. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. (Измененная редакция, Изм. N 1). | maintenance |
31 восстановление (железнодорожной техники): Событие, при котором после неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает работоспособное состояние. | restoration |
32 техническое обслуживание (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание железнодорожной техники в работоспособном состоянии. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. | servicing |
33 вид технического обслуживания (железнодорожной техники): Категория классификации технического обслуживания железнодорожной техники по отличительному признаку. | type of servicing |
34 планово-предупредительное техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое с целью уменьшения вероятности возникновения ее отказа или ухудшения функционирования и проводимое до наступления отказа через заранее установленные интервалы применения или хранения или по определенным критериям оценки ее технического состояния. | preventive (scheduled) servicing |
35 техническое обслуживание по состоянию (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, проводимое на основе оценки результатов мониторинга ее технического состояния. | condition based servicing |
36 неплановое техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, которое осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию. | unscheduled servicing |
37 техническое обслуживание (железнодорожной техники) на месте эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое на месте применения или хранения железнодорожной техники. | on-site servicing |
38 техническое обслуживание (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения. | off-site servicing |
39 ремонт (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на восстановление работоспособного состояния и (или) ресурса железнодорожной техники. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. | repair |
40 вид ремонта (железнодорожной техники): Категория классификации ремонта железнодорожной техники по отличительному признаку. | type of repair |
41 плановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется с периодичностью, установленной в технической документации на железнодорожную технику. | scheduled repair |
42 ремонт по состоянию (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, объем и момент начала которого определяется по результатам мониторинга технического состояния железнодорожной техники. | condition based repair |
43 неплановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию. | unscheduled repair |
44 ремонт на месте эксплуатации (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, выполняемый на месте применения или хранения железнодорожной техники. | on-site repair |
45 ремонт (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Ремонт железнодорожной техники, выполняемый после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения. | off-site repair |
46 доступность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, заключающееся в ее рациональном размещении в соответствии с потребностями в техническом содержании. | unit service accessibility |
47 легкосъемность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, характеризующее ее приспособленность к демонтажу или монтажу при техническом содержании с минимальными затратами времени и труда. | unit quick- |
Понятия, относящиеся к разработке объекта и анализу его надежности | |
48 анализ надежности (железнодорожной техники): Комплексное исследование железнодорожной техники, ее отказов и процессов их возникновения в целях определения наиболее критичных составных частей железнодорожной техники, оценки показателей надежности и возможности повышения надежности. | dependability analysis |
49 нормирование надежности (в железнодорожной технике): Установление количественных и качественных требований к надежности. Примечание - Нормирование надежности включает в себя выбор номенклатуры показателей надежности, обоснование численных значений показателей надежности железнодорожной техники и ее составных частей, формулирование критериев отказов и предельных состояний, задание требований к методам контроля надежности, выработку качественных требований к конструкции железнодорожной техники, техническому содержанию, действиям персонала, направленных на обеспечение надежности. | dependability specification |
50 распределение требований надежности (в железнодорожной технике): Процедура, применяемая в процессе проектирования железнодорожной техники, посредством которой требования надежности к железнодорожной технике распределяют между ее составными частями по определенным правилам. | allocation (apportionment) of dependability requirements |
49, 50 (Измененная редакция, Изм. N 1). | |
51 контроль надежности (железнодорожной техники): Проверка соответствия железнодорожной техники заданным требованиям надежности. | dependability verification |
52 резервирование (в железнодорожной технике): Способ обеспечения надежности железнодорожной техники за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения предусмотренной техническими требованиями функции. | redundancy |
53 нагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором все элементы, способные выполнять предусмотренную техническими требованиями функцию, работают одновременно. | active redundancy |
54 ненагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором один или несколько резервных элементов находятся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функций основного элемента. 52-54 (Измененная редакция, Изм. N 1). | standby redundancy |
55 прогнозирование надежности (железнодорожной техники): Предсказание значений показателей надежности и возникновения отказов железнодорожной техники на основе нормированных методов и расчетов или результатов научных исследований. | prediction |
56 модель безотказности (железнодорожной техники): Математическая модель, используемая для прогнозирования или оценки показателей безотказности. | reliability model |
57 анализ видов и последствий отказов (в железнодорожной технике): Качественный метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду. | failure modes and effects analysis |
58 анализ видов, последствий и критичности отказов (в железнодорожной технике): Метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду с учетом вероятности возникновения и серьезности последствий. | failure modes, effects and criticality analysis |
59 анализ дерева неисправностей (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей состояния составных частей, внешние события или их комбинации, приводящие к рассматриваемой неисправности железнодорожной техники. | fault tree analysis |
60 анализ дерева событий (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей возможные результаты, которые могут последовать от данного инициирующего события и состава предусматриваемых контрмер. 57-60 (Измененная редакция, Изм. N 1). | event tree analysis |
61 структурная схема надежности (железнодорожной техники): Графическое представление железнодорожной техники в виде блоков, показывающее, как неисправности составных частей и их комбинации влияют на состояние железнодорожной техники. | reliability block diagram |
62 диаграмма состояний-переходов (в железнодорожной технике): Диаграмма, показывающая совокупность возможных состояний железнодорожной техники и возможных пошаговых переходов между состояниями. (Измененная редакция, Изм. N 1). | state-transition diagram |
Величины и показатели безотказности | |
63 наработка (железнодорожной техники): Продолжительность или объем работы железнодорожной техники за определенный период. | operating time |
64 наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, накопленная от первого применения железнодорожной техники до ее первого отказа. | operating time to failure |
65 наработка между отказами (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники между двумя последовательными отказами. | operating time between failures |
66 период приработки (железнодорожной техники): Начальный период эксплуатации железнодорожной техники, если он существует, в течение которого параметр потока отказов или интенсивность отказов уменьшаются со временем до постоянного, с учетом заданной погрешности, значения. | early failure period |
67 вероятность безотказной работы (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ железнодорожной техники не возникнет. | reliability function |
68 вероятность отказа (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ железнодорожной техники определенного вида. | failure probability |
69 средняя наработка до отказа (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки железнодорожной техники до первого отказа. | mean operating time to failure |
70 гамма-процентная наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, в течение которой отказ железнодорожной техники не возникнет с вероятностью , выраженной в процентах. | gamma- percentile operating time to failure |
71 средняя наработка на отказ (железнодорожной техники): Отношение суммарной наработки восстанавливаемой железнодорожной техники к математическому ожиданию числа ее отказов в течение этой наработки. | mean operating time between failures |
72 интенсивность отказов (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности возникновения отказа железнодорожной техники, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник. | failure rate |
73 параметр потока отказов (железнодорожной техники): Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемой железнодорожной техники за достаточно малую ее наработку к значению этой наработки. | failure intensity |
Величины и показатели ремонтопригодности | |
74 средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники. | mean operating time between preventive servicing |
75 средняя наработка между видами планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планового ремонта железнодорожной техники. | mean operating time between scheduled repair |
76 среднее время простоя (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности неработоспособного состояния железнодорожной техники из-за возникновения ее отказов и нахождения ее на планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом ремонте. | mean down-time |
77 продолжительность технического содержания (железнодорожной техники): Время, затраченное на выполнение необходимых действий по техническому содержанию железнодорожной техники, включая логистические и технические задержки и исключая административные задержки. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. | maintenance time |
78 время до восстановления (железнодорожной техники): Интервал времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния. Примечания 1 Если момент отказа не определен, то предполагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа. 2 Пояснение к термину приведено в приложении А. | time to restoration |
79 среднее время до восстановления (железнодорожной техники): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния. | mean time to restoration |
80 интенсивность восстановления (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности восстановления работоспособного состояния железнодорожной техники, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено. | (instantaneous) restoration rate |
81 продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида. | servicing time |
82 средняя продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации. | mean servicing time |
83 продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного ремонта железнодорожной техники данного вида. | repair time |
84 средняя продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности ремонта железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации. | mean repair time |
85 среднее время контроля функционирования (железнодорожной техники): Математическое ожидание времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения возможности выполнения железнодорожной техникой части или всех предусмотренных техническими требованиями функций после устранения неисправности. | mean control time |
86 трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах. | servicing man-hours |
87 средняя трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку. | mean servicing man-hours |
88 трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного ремонта железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах. | repair man-hours |
89 средняя трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного ремонта железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку. | mean repair man-hours |
90 средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планово-предупредительного технического обслуживания однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку. | mean summarized preventive servicing man-hours |
91 средняя суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планового ремонта однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку. | mean summarized scheduled repair man-hours |
92 удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке. | specific summarized preventive servicing man-hours |
93 удельная суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планового ремонта железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке. | specific summarized scheduled repair man-hours |
94 технологический перерыв (для железнодорожной техники): Планируемый период времени, в течение которого применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается. | blocking pause |
95 коэффициент достаточности предоставления технологических перерывов (для железнодорожной техники): Коэффициент, характеризующий соответствие между количеством и длительностью заявленных и предоставленных технологических перерывов за рассматриваемый период. | blocking pause adequacy ratio |
Величины и показатели долговечности | |
96 срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации железнодорожной техники или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. | lifetime |
97 назначенный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. (Измененная редакция, Изм. N 1). | assigned lifetime |
97а рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники принимают на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков. Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А. (Введен дополнительно, Изм. N 1). | recommended lifetime |
98 продленный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы или рекомендуемого срока службы до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники. Примечание - Значение продленного срока службы устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники. (Измененная редакция, Изм. N 1). | extended lifetime |
99 остаточный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние. | residual lifetime |
100 средний срок службы (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока службы железнодорожной техники. | mean lifetime |
101 гамма-процентный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах. | gamma-percentile lifetime |
102 ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники за время ее эксплуатации до перехода в предельное состояние. | operating lifetime |