ГОСТ 32210-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Нормы и методы определения
Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting of the special-purpose railway rolling stock. Norms and determination methods
МКС 45.020
Дата введения 2014-06-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1472-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32210-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
5 В настоящем стандарте реализованы требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", действующего на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применительно к объекту технического регулирования - специальному железнодорожному подвижному составу:
- подразделы 5.3 и 5.4 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- раздел 6 устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности
6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54129-2010
_______________
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1472-ст ГОСТ Р 54129-2010 отменен с 1 июня 2014 г.
7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) на установившихся и переходных режимах их работы.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 305 Топливо дизельное. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.
3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.
3.3 влажные отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.
3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.
3.5 оксид углерода CO, %: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.
3.6 оксиды азота , %: Смесь различных оксидов азота, образующихся в процессе горения топлива в цилиндре дизеля.
3.7 углеводороды CH, %: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра дизеля.
3.8 концентрация оксида углерода , %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксида углерода.
3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к , , %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота .
3.10 концентрация углеводородов, приведенных к , , %: Объемная доля во влажных отработавших газах суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана .
3.11 выброс вредных веществ: Вредные вещества, поступающие в атмосферу с отработавшими газами.
3.12 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.
3.13 режим испытаний: Фиксированный или переменный по частоте вращения и мощности режим работы дизеля, реализуемый в процессе испытаний.
3.14 режим холодного запуска дизеля: Режим работы дизеля от момента начала запуска до достижения стабильного устойчивого режима работы на холостом ходу при температуре окружающей среды не ниже 10°С, без предварительного прогрева дизеля и его теплоносителей.
3.15 режим холостого хода: Режим работы дизеля при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и нагрузке не более 5% максимальной.
3.16 транспортный режим: Режим работы СПС при выполнении транспортных операций, полной массой не менее 85% максимальной, со скоростью не менее 70% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.
3.17 режим ускорения в транспортном режиме: Режим разгона СПС до максимальной скорости, полной массой не менее 85% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.
3.18 рабочий режим: Режим работы СПС при выполнении рабочих операций с нагрузкой на рабочие органы не менее 75% номинальной.
3.19 режим приема нагрузки в рабочем режиме: Режим работы дизеля при переходе из режима холостого хода в рабочий режим.
3.20 режим нагружения на реостат: Режим нагружения, при котором в качестве нагрузки для дизель-генератора используется специальное нагрузочное устройство (водяной реостат, воздушный реостат и т.п.).
3.21 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.
3.22 дымомер: Прибор для измерения дымности отработавших газов.
3.23 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности отработавших газов, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.
3.24 база дымомера оптического типа L, м: Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.
3.25 коэффициент ослабления светового потока N, %: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеяния отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.
3.26 условия с неограниченным воздухообменом: Участки местности, станций и населенных пунктов, не имеющие искусственных и естественных препятствий для естественного воздухообмена и застойных зон.
3.27 условия с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые участки местности, станций, населенных пунктов, предприятий и т.п., имеющие естественные или искусственные препятствия для естественного воздухообмена, тоннели, вокзалы, внутрицеховые и складские помещения, ущелья, котлованы и т.п.
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
- коэффициент ослабления светового потока (дымность) отработавших газов на измерительной базе N=0,43 м, %;
- объявленная номинальная мощность дизеля, кВт;
- номинальная скорость СПС, км/ч;
n - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин;
- температура атмосферного воздуха на всасывании, К;