Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Группа A: общие термины

3.1.1 поставщики обслуживания: Любая организация, обеспечивающая авиационное обслуживание. Данная совокупность организаций, включает в себя: учебные организации; эксплуатантов воздушных судов: утвержденные организации по техническому обслуживанию; организации, ответственные за типовое конструирование и/или сборку воздушных судов; поставщиков обслуживания воздушного движения и сертифицированные аэродромы.

Примеры - Утвержденные учебные заведения, эксплуатанты ВС, утвержденные организации технического обслуживания и ремонта АТ, организации - разработчики АТ, организации - изготовители АТ, поставщики обслуживания воздушного движения, эксплуатанты сертифицированных аэродромов.

3.1.2 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.

3.1.3 безопасность авиационной деятельности; БАД: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.4 государственная программа по безопасности авиационной деятельности: Единый комплекс правил и видов деятельности, разработанных государством и нацеленных на управление в гражданской авиации.

A - общие термины; B - ключевые термины для SMS на основе исчисления рисков возникновения неблагоприятных событий при авиационной деятельности и управлением полетом.

3.1.5 обеспечение безопасности авиационной деятельности: Процесс управления рисками в системе управления поставщика обслуживания и на государственном уровне.

Примечания

1 Целью процесса является достижение установленного государством целевого уровня эффективности.

2 Процесс базируется на эффективном мониторинге критических элементов контроля за состоянием и на регулярной оценке адекватности мер по управлению, осуществляемых государственными уполномоченными органами.

3.1.6 отраслевые нормы и правила: Инструктивный материал, разработанный отраслевым органом для конкретного сектора авиационной отрасли по соблюдению требований SARPS ИКАО, других авиационных требований к безопасности авиационной деятельности (БАД), почерпнутых из передовой практики, подверженные факторам риска во время предоставления своих услуг.

3.1.7 управление безопасностью авиационной деятельности: Основная бизнес-функция поставщика обслуживания, которая позволяет авиационным организациям достичь своих бизнес-целей путем предоставления своих услуг и осуществляется с помощью специально созданной управленческой системы - системы управления типа АСУ.

Примечание - Управление состоянием обеспечивается путем непрерывного воздействия на систему и мониторинга факторов риска, вызывающих последствия в системе от факторов опасности в критических видах деятельности поставщика обслуживания, и смягчения последствий от факторов риска до наименьшего практически возможного уровня (см. стандарт ГосНИИ ГА ГОСТ Р 2012*).

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.8 фактор: Обозначение (название) признака процесса, возмущения или явления, определяющего характер воздействия на систему или вид реакции системы на обозначенные явления.

Примечание - Любая система реагирует на физическое явление, обозначенное фактором, но не на признак явления.

3.1.9 регулирование безопасности полетов: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов по утвержденным показателям ИКАО.

3.1.10 система менеджмента качества: Часть общей системы менеджмента, основанная на подходе к управлению системой в виде постоянного контроля, анализа, поддержания и повышения уровня качества системы, преимущественно на основе нормативных показателей работоспособности (надежности).

3.2 Группа B - ключевые термины в СУБП

3.2.1 Основные ключевые определения

а) система управления безопасностью полетов: Множество взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей (в минимальном составе по Annex-19), предназначенных для достижения цепи управления по обеспечению необходимого уровня безопасности полетов в соответствии с принятым системным подходом

б) системный подход ИКАО (к управлению безопасностью полетов): Инструмент в виде метода, способов и набора процедур для управления состоянием систем, создания иерархической структуры организации системы управления безопасностью полетов, включающей в себя модуль функций обеспечения ответственности руководителя за безопасность полетов в бизнес-структуре и другие модули

в) риск: Возможная опасность с нечеткой мерой или количественным выражением: опасности - "риск больше", "риск меньше"

г) величина значений риска: интегральная значимость (или мера) риска с учетом частоты и ущерба, измеренная экспертно с помощью единого инструмента, например Матрицы анализа рисков

д) угроза: Источник опасности, локализованный во времени и пространстве и встроенный в систему - в виде элемента системы с признаками выявленных факторов и характером их поражающего воздействия как возмущения и прочее

е) опасность: Состояние системы, в которой может произойти опасное (прогнозируемое и рисковое) событие при данной выявленной (обнаруженной) угрозе по некоторым факторам, если факторы могут проявиться (хотя бы с вероятностью "почти нуль").

3.2.2 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.