Настоящий стандарт разработан в целях определения перечня, структуры и содержания комплекса сопутствующих стандартов, отражающих единый облик проектируемых систем управления безопасностью процессов и систем по управлению деятельностью поставщиков обслуживания.
Принципиальным положением настоящего стандарта на концепцию разработки системы управления безопасностью авиационной деятельности, в частности деятельности по управлению безопасностью полетов, является воздействие на процессы функционирования авиационных систем и комплексов на основе методологии исчисления рисков возникновения в системе негативных явлений. Рассматриваемая методология была выдвинута ИКАО в период 2000-2005 гг. как альтернативная доминирующему в то время методу реактивного воздействия на системы, основанному на применении теории вероятностей.
В настоящее время основу принципов обеспечения безопасности полетов составляет принцип упреждения прогнозируемых возможных авиационных происшествий заранее, т.е. до того как они могут произойти. Успехи в этом направлении явились причиной разработки нового стандарта ИКАО в виде Annex-19, альтернативного прежним методам регулирования безопасности полетов.
Применение методов теории вероятности в рассматриваемой области уходит на второй план. Суть методов теории надежности определяет первичную базу безопасности систем, а именно - создание высоконадежных авиационных комплексов и обеспечение низкого уровня остаточного риска. Поэтому без системы QMS достижение необходимого (базового) уровня качества невозможно. Но после того как авиационные потребительские свойства достигнуты, управление безопасностью обеспечивает система SMS, не имеющая уже ничего общего с методами теории надежности.
Стандарт устанавливает важную роль государства как гаранта интересов общества по показателям обеспечения безопасности с учетом требований государства. Государство устанавливает средства контроля, которые определяют перечень действий поставщиков обслуживания по выявлению источников опасности и управлению рисками возникновения нарушений условий безопасности авиационной деятельности. С отдельными поставщиками обслуживания согласовываются предусмотренные в их системе менеджмента безопасности (СМБ) показатели эффективности обеспечения безопасности авиационной деятельности.
Государство создает механизмы обеспечения эффективного мониторинга критических элементов контроля состояния безопасности авиационной деятельности. При этом создаются необходимые механизмы, обеспечивающие соблюдение поставщиками обслуживания установленных нормативных параметров контроля (требований, конкретных эксплуатационных правил и политики внедрения). Эти механизмы включают в себя инспекции, проверки и обследования для обеспечения того, чтобы нормативные средства контроля безопасности полетов были надлежащим образом интегрированы в системе менеджмента безопасности (СМБ) поставщика обслуживания, оказывали запланированное влияние на риски возникновения негативных последствий в системе.
Безопасность деятельности достигается путем воздействия на состояние систем в целях уменьшения уровня риска до приемлемого уровня. При этом обеспечивается поиск оптимального баланса между требованиями государства и выгодной для пользователя в виде интегральной эффективности затрат на обеспечение безопасности.
Настоящий стандарт предназначен для организаций - поставщиков обслуживания, в том числе для производителей авиационной техники: от воздушных судов до двигателей, агрегатов, винтов и пр. (см. Annex-19).
В разрабатываемой концепции использованы положения так называемой теории системной безопасности, в которой принята новая доктрина "Надежность - Риски - Безопасность" (НРБ) как связь надежности и безопасности. Известный (традиционный) подход типа ВАБ занимает вспомогательное место в новом подходе и применяется лишь в тех случаях, когда есть достоверная статистика о происшествиях и возникает необходимость в вероятностном анализе качества системы. В НРБ риск не является вероятностью каких-то событий или явлений, но является мерой количества опасности, зависящего, в частности, от меры случайности некоторого рискового события.
Следует отметить, что наиболее значительные достижения в обосновании нового подхода к обеспечению безопасности полетов и в определении структуры SMS известны в РФ из публикации и разработок таких международных организаций, как НАСА, ФАА, ИКАО, ИАТА.
В гражданской авиации Российской Федерации интенсивные разработки по данному направлению ведутся в ГосНИИ ГА с участием ОАО "Авиатехприемка".