В настоящее время термины "ресурсосбережение", "бережливое производство", "экономное производство" становятся все более распространенными и необходимыми для снижения себестоимости выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Требования по ресурсосбережению на стадиях жизненного цикла продукции и этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества или в экологической политике, или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают ресурсосбережение.
В то же время, по мнению экспертов из авторитетного аналитического агентства "Гартнер групп", 75% расходов в структуре себестоимости ВВП США и стран Европы приходится на организацию управления ресурсами. "Для России такие оценки трудно делать, далее утверждает автор, так как у нас процессный подход в управлении почти не применяется, а эффективность использования ресурсов обсуждается и измеряется мало... Если в ближайшие 2-3 года не произойдет перехода на процессное управление и эффективное управление ресурсами, то над Россией нависнет реальная угроза потери потенциала для воспроизводства ВВП".
Учитывая сложившуюся ситуацию, опасения и вызовы, в том числе в связи с вступлением в ВТО, где ресурсосбережение и экологическая безопасность становятся, наряду с качеством, главенствующими требованиями к товарам, настоящий стандарт впервые устанавливает требования к документированию при производстве продукции, являющиеся базой для формирования экобезопасной политики рационального использования и экономии материалов на предприятиях и в организациях, производящих продукцию и оказывающих услуги (далее - товаропроизводители, товары).
Ресурсосбережение в современных рыночных условиях хозяйствования возможно и необходимо на всех стадиях жизненного цикла товаров, под которыми понимаются работа, услуга, изделие, продукция, произведение, энергия, подлежащие реализации, в том числе в формах дарения и/или продажи.
При разработке настоящего стандарта учтено, что к настоящему времени в Российской Федерации действуют около 100 национальных стандартов комплекса "Ресурсосбережение". При этом они отличаются следующими особенностями:
- подготовлены проекты национальных стандартов с использованием европейских справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ);
- разработаны национальные стандарты и подготовлены новые проекты путем гармонизации с международными стандартами (EN, ISO, ASTM и др.);
- учтены современные зарубежные концепции "бережливого производства" и "экономного производства";
- разработаны национальные стандарты на основе актуализации межгосударственных стандартов;
- разработаны принципиально новые национальные стандарты в сфере обеспечения ресурсосбережения, взаимосвязанные с проблемами энергосбережения, энергоэффективности, сохранения и защиты окружающей среды. В этой связи показательно, что, например, ГОСТ Р 52104 "Ресурсосбережение. Термины и определения" устанавливает термины и определения основных понятий по организации, проведению и нормативно-техническому обеспечению работ в сфере ресурсосбережения при обращении с ресурсами биосферы и техносферы и распространяется на материальные и энергетические ресурсы, включая материальные ресурсы, используемые в народно-хозяйственных целях.
Актуальность настоящего стандарта состоит в том, что он интегрирует и упорядочивает разнородные представления о содержании политики в области ресурсосбережения на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, а также является основой для разработки руководства и затем системы менеджмента материалоэффективности, что является делом недалекого будущего.
В настоящем стандарте использован метод стратегического структурирования, заключающийся в том, что любая проблема (или анализируемое решение) рассматривается в прямоугольной рамке, являющейся своеобразным "стратегическим экраном", по сторонам которого расположены пары стратегий, связанных логическим отношением "субъект-предикат", т.е. каждая из противополагаемой (на плоской модели прямоугольника, условно имеющей верх, низ, правую и левую стороны) пары стратегий тесно взаимосвязана с другой (является как бы одним целым с ней) и в то же время может вступать в противоречие и рассматриваться самостоятельно. Так, техносфера (включая производительные силы) и социосфера (включая производственные отношения) противополагаются в модели стандартософии, но досконально исследованы К.Марксом в "Капитале" вместе и по отдельности. Целеэкосфера и ресурсосфера в Российской Федерации находятся теперь в ведении Минприроды России, хотя прежде (также оправданно) существовало два отдельных министерства.
Существо графического отображения метода стратегического структурирования состоит в следующем:
О-стратегии состоят в обдумывании проблемы с последующим целеполаганием и выработкой экологических, иных ограничений. Для полноты понимания и описания данного блока стратегий целесообразно ответить на следующие вопросы: "Что делать?", "Для чего делать?", "Чего не делать? - правовые, в т.ч. экологические ограничения";
С-стратегии охватывают взаимоотношения (коммуникации) людей. В данном блоке отвечают на вопросы: "Для кого делать?", "Кому делать?", "Кто контролирует?";
Т-стратегии включают ресурсообеспечение (с ресурсосбережением за счет снижения использования первичных и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов из отходов). При этом даются ответы на вопросы: "Где и на каком оборудовании делать?", "Сколько делать?", "Из чего делать?";
М-стратегии включают собственно производственно-технологическую деятельность (с ответами на вопросы: "Как делать?", "Когда делать?", "С каким качеством делать?").
Если отобразить в стратегической рамочной структуре комплексы международных, межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации на языке достижений отечественной стандартософии, то получим общесистемную информационную картину - структуру (рисунок 1), включающую как закономерную часть и современную интегрированную (по стратегиям М, О, С, Т) систему производственного менеджмента, что актуально на любую перспективу.
Рисунок - Стандарт понимания: модель "четыре вида стратегий"
"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности.
Структура настоящего стандарта выстроена в последовательности изложения текста с учетом обхода против часовой стрелки "рамочного" квадрата, по сторонам которого (вверху) установлены стратегические целевые требования по ресурсосбережению, слева - производственно-технологические аспекты, снизу - ресурсные положения по инфраструктуре и логистике, а также экологически состоятельному обращению с отходами, справа установлены социальные стратегии деятельности, связанные с организацией деятельности, обучением и поддержанием контактов с поставщиками материалов, веществ, комплектующих изделий.
Такая структура позволяет обойти в содержании настоящего стандарта все четыре блока аспектных стратегий по ГОСТ Р 51750-2001 (пункт А.1.12), обеспечивающих в качестве "рамочных" стратегических ограничений при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности, в том числе и в сферах ресурсосбережения - с учетом действующих стандартов.