4.1 Общие положения
Многие члены группы управления в условиях инцидента могут недооценивать применение рекомендаций раздела 3 по поддержке персонала при возникновении инцидента. Однако необходимо учитывать, что под давлением психологического стресса в условиях инцидента даже при эффективном управлении, руководители могут проявлять недостаточно знаков внимания, заботы и уважения по отношению к сотрудникам, потребителям и иным причастным сторонам.
Кроме того, для устранения последствий отдельных инцидентов от группы управления в условиях инцидента может потребоваться решение более серьезных задач, значительно превосходящих по сложности задачи в ранее проводимых тренингах и учениях по обеспечению непрерывности деятельности. Наиболее часто при разрушительных инцидентах необходима немедленная эвакуация работников. В некоторых случаях, например, при угрозе взрыва около рабочего места, необходимо немедленно принять и реализовать решение о перемещении (эвакуации) людей.
4.2 Эвакуация/перемещение
4.2.1 Общие положения
Организация должна идентифицировать безопасное место (или места), где персонал, посетители, подрядчики должны, при необходимости, собраться сразу после возникновения угрозы разрушительного инцидента. Расстояние этого места от места возникновения инцидента зависит от серьезности угрозы.
Организация должна обеспечить осведомленность сотрудников, посетителей/подрядчиков о мерах по эвакуации/перемещению. Детальное ознакомление с мерами по эвакуации /перемещению должно быть включено в программы инструктажа для вновь нанятых сотрудников и инструкции для посетителей/подрядчиков.
4.2.2 Эвакуация
При эвакуации люди должны немедленно переместиться в безопасное место вдали от здания или производственной площадки. Планы эвакуации должны размещаться на видных местах, чтобы обеспечить более организованную эвакуацию, например, при возникновении стрельбы, угрозе взрыва, обнаружении подозрительных пакетов или неизвестных химических веществ.
Должны быть идентифицированы дополнительные пункты (места) сбора людей в случае, если первоначальное место сбора не может по каким-то причинам быть использовано. Альтернативные места сбора должны быть идентифицированы на различных расстояниях от рабочих площадок на случай, если первоначальное место сбора персонала находится в пределах оцепления аварийных служб. Если зона оцепления после инцидента будет расширена, то люди могут быть перемещены в заранее определенные безопасные места. Идеально, если район размещения безопасных мест легко опознаваем и доступен, а также обеспечивает защиту и размещение людей.
Примечание - Организация может сотрудничать с соседними организациями для использования их помещений, чтобы защитить персонал от непосредственного воздействия последствий инцидентов и обеспечить медицинские услуги. Такими помещениями могут быть актовый зал, клуб, столовая и т.п.
Сотрудники должны по возможности иметь при себе или под рукой необходимые вещи, такие как мобильный телефон, ключи от машины, бумажник, проездной билет и наличные деньги. Следует довести до сведения сотрудников, что они не должны подвергать угрозе себя или других, возвращаясь на рабочее место за необходимыми личными вещами.
При решении вопросов, связанных с эвакуацией персонала, необходимо учитывать следующее:
а) благополучие персонала:
- необходимо обеспечить безопасные пункты (места) для всего персонала, потребителей и посетителей;
- следует оказать первую помощь всем травмированным сотрудникам и провести их идентификацию для аварийных служб;
- необходимо провести мероприятия по учету персонала, потребителей, подрядчиков и посетителей, чтобы убедиться в полной эвакуации людей;
- если в организации применяется система незакрепленных рабочих мест, то руководители должны знать и проверить наличие персонала, работающего на этих местах.
б) обмен информацией:
- необходимо обеспечить опрос каждого сотрудника при первой возможности;
- следует проинформировать внешних заинтересованных лиц, например, поставщиков и потребителей;
- следует проинформировать высшее руководство/головную организацию;
- необходимо проинформировать персонал, ответственный за работу со СМИ;
- следует обеспечить руководителям и сотрудникам связь с ближайшими родственниками, чтобы сообщить им, что они находятся в безопасности, это снизит уровень беспокойства и стресса сотрудников.
в) организация поддержки персонала при возникновении инцидента:
- необходимо назначить руководителя, ответственного за пункты (места) сбора (сосредоточения) персонала в случае эвакуации;
- следует выделить сотрудника для координации работ с аварийными службами;
- необходимо идентифицировать альтернативные безопасные места, куда может быть перемещен персонал;