Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55260.3.2-2013 Гидроэлектростанции. Часть 3-2. Гидротурбины. Методики оценки технического состояния

     9.2 Направляющие подшипники

9.2.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к оценке технического состояния направляющих подшипников гидроагрегата:

- подшипников гидротурбин с водяной и масляной смазкой;

- подшипников гидрогенераторов с масляной смазкой.

9.2.2 Оценку состояния турбинного направляющего подшипника с обрезиненным вкладышем на водяной смазке производят по следующим признакам:

- снижение давления в напорной ванне подшипника;

- увеличение расхода воды на смазку и охлаждение подшипника;

- устойчивая тенденция к увеличению амплитуды биения вала в зоне подшипника при работе гидроагрегата на номинальных нагрузках и напорах;

- ухудшение работы уплотнения вала в крышке ванны подшипника.

В уплотнении вала в крышке гидротурбины в зависимости от конструкции оценивают:

- состояние уплотняющего элемента (воротника, плоской кольцевой манжеты, сальниковой набивки и др.);

- состояние вала в зоне контакта с уплотнением по размерам выработки и состоянию поверхности;

- состояние торцевого уплотнения (однорядного или двухрядного) по степени и равномерности износа в зоне контакта и по состоянию уплотняющих элементов;

- при наличии принудительной подачи воды к уплотнению оценивают состояние системы подвода (засорение, повреждения коррозией, зарастание дрейсеной, износ арматуры и др.).

Требования к контролю при эксплуатации турбинного направляющего подшипника на водяной смазке представлены в таблице 14.


Таблица 14 - Нормы контроля за техническим состоянием турбинного направляющего подшипника на водяной смазке

Уровень контроля

Наблюдаемые и контроли-
руемые параметры

Способы и средства контроля

Режим контроля

Допустимые значения параметров

Способ регистрации результатов контроля

Постоянный контроль на работающем оборудовании

Давление воды в подводящем трубопроводе

Электро-
контактный манометр

Постоянно

Соответствие давления требованиям завода-
изготовителя

Запись в суточной ведомости

Постоянный контроль на работающем оборудовании

Наличие расхода воды на смазку и охлаждение подшипника

Дифманометр или иные средства контроля.

Визуально указатель наличия струи

Постоянно

Соответствие расхода воды требованиям завода-
изготовителя

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования

Постоянный контроль на работающем оборудовании

Увеличение расхода воды на смазку и охлаждение подшипника

Дифманометр или иные средства контроля

При обходах

Соответствие расхода воды документации завода-
изготовителя

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования

Постоянный контроль на работающем оборудовании

Биение вала у турбинного подшипника

Индикатор, при наличии штатные датчики биения вала

При обходах

Биение вала не должно превышать значений, установленных документацией завода-
изготовителя

Запись в суточной ведомости. Запись в журнале дефектов.

Акт обследования

Периоди-
ческий контроль на работающем оборудовании

Вибрация турбинного подшипника

Переносная вибро-
измерительная аппаратура, при наличии штатные датчики вибрации

Периодически в соответствии с приложением И

Вибрация не должна превышать значений, установленных согласно приложению И

Запись в журнале дефектов

Периоди-
ческий контроль на работающем оборудовании

Состояние крепления корпуса турбинного подшипника

Визуально

При обходах согласно документации ГЭС

Крепление корпуса подшипника не должно быть ослаблено и вызывать его податливость

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования

9.2.3 Оценку состояния направляющих подшипников с масляной смазкой на работающем гидроагрегате производят по следующим признакам:

- биение вала у направляющих подшипников, уровень вибрации корпусов маслованн;

- температура вкладышей, сегментов, масла (включая изменение температуры в сходных режимах в процессе эксплуатации); повышение температуры вкладышей (сегментов) подшипника указывает на недостаточный зазор, ухудшение охлаждения либо ухудшение состояния рабочих поверхностей вкладышей (сегментов) подшипника и втулки вала;

- постепенное повышение температуры сегментов турбинного подшипника на 2-3°С по сравнению с установившейся величиной, рост температуры масла и сегментов на одинаковую величину; вероятная причина - уменьшение расхода охлаждающей воды в маслоохладителе турбинного подшипника либо понижение уровня масла в маслованне;

- резкое повышение температуры сегментов турбинного подшипника до температуры 65°С на сигнал и до 70°С на отключение агрегата; вероятные причины - подплавление сегментов подшипника вследствие понижения уровня масла; повышение уровня масла и вытеснение его водой из маслоохладителей; неправильно выставленные зазоры по сегментам подшипника (возможно при выходе гидроагрегата из ремонта или монтажа); уменьшение или прекращение поступления охлаждающей воды в маслоохладители турбинного подшипника; заклинивание одного или нескольких сегментов подшипника; попадание твердых частиц между трущимися поверхностями сегментов подшипника и втулкой вала; неисправность датчиков температурного контроля;

- повышение уровня масла в маслованне направляющего подшипника гидроагрегата. Вероятная причина: попадание воды из маслоохладителей в маслованну или перелив масла при заливке или доливке в маслованну;

- понижение уровня масла в маслованне направляющего подшипника гидроагрегата. Вероятная причина: утечка масла через неплотно закрытый сливной пробковый кран маслованны, через неплотности соединения выгородки и корпуса маслованны.

9.2.4 При осуществлении контроля следует проверять состояние уплотнения между валом и корпусом маслованны подшипника, обеспечивающего защиту гидроагрегата от замасливания протечками и парами масла: уплотнительные элементы (резина, войлок, кожа) не должны иметь задиров, должны обеспечивать плотный контакт с валом. При этом уплотнение должно работать, не вызывая местный перегрев зоны контакта на валу гидроагрегата.

9.2.5 Перед выводом гидроагрегата в ремонт в случаях проявления нарушений в работе подшипника необходимо производить отбор масла из маслованн подшипников для химического анализа.

9.2.6 Требования к контролю технического состояния турбинного направляющего подшипника с масляной смазкой представлены в таблице 15.