9.2.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к оценке технического состояния направляющих подшипников гидроагрегата:
- подшипников гидротурбин с водяной и масляной смазкой;
- подшипников гидрогенераторов с масляной смазкой.
9.2.2 Оценку состояния турбинного направляющего подшипника с обрезиненным вкладышем на водяной смазке производят по следующим признакам:
- снижение давления в напорной ванне подшипника;
- увеличение расхода воды на смазку и охлаждение подшипника;
- устойчивая тенденция к увеличению амплитуды биения вала в зоне подшипника при работе гидроагрегата на номинальных нагрузках и напорах;
- ухудшение работы уплотнения вала в крышке ванны подшипника.
В уплотнении вала в крышке гидротурбины в зависимости от конструкции оценивают:
- состояние уплотняющего элемента (воротника, плоской кольцевой манжеты, сальниковой набивки и др.);
- состояние вала в зоне контакта с уплотнением по размерам выработки и состоянию поверхности;
- состояние торцевого уплотнения (однорядного или двухрядного) по степени и равномерности износа в зоне контакта и по состоянию уплотняющих элементов;
- при наличии принудительной подачи воды к уплотнению оценивают состояние системы подвода (засорение, повреждения коррозией, зарастание дрейсеной, износ арматуры и др.).
Требования к контролю при эксплуатации турбинного направляющего подшипника на водяной смазке представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Нормы контроля за техническим состоянием турбинного направляющего подшипника на водяной смазке
Уровень контроля | Наблюдаемые и контроли- | Способы и средства контроля | Режим контроля | Допустимые значения параметров | Способ регистрации результатов контроля |
Постоянный контроль на работающем оборудовании | Давление воды в подводящем трубопроводе | Электро- | Постоянно | Соответствие давления требованиям завода- | Запись в суточной ведомости |
Постоянный контроль на работающем оборудовании | Наличие расхода воды на смазку и охлаждение подшипника | Дифманометр или иные средства контроля. | Постоянно | Соответствие расхода воды требованиям завода- | Запись в журнале дефектов. |
Постоянный контроль на работающем оборудовании | Увеличение расхода воды на смазку и охлаждение подшипника | Дифманометр или иные средства контроля | При обходах | Соответствие расхода воды документации завода- | Запись в журнале дефектов. |
Постоянный контроль на работающем оборудовании | Биение вала у турбинного подшипника | Индикатор, при наличии штатные датчики биения вала | При обходах | Биение вала не должно превышать значений, установленных документацией завода- | Запись в суточной ведомости. Запись в журнале дефектов. |
Периоди- | Вибрация турбинного подшипника | Переносная вибро- | Периодически в соответствии с приложением И | Вибрация не должна превышать значений, установленных согласно приложению И | Запись в журнале дефектов |
Периоди- | Состояние крепления корпуса турбинного подшипника | Визуально | При обходах согласно документации ГЭС | Крепление корпуса подшипника не должно быть ослаблено и вызывать его податливость | Запись в журнале дефектов. |
9.2.3 Оценку состояния направляющих подшипников с масляной смазкой на работающем гидроагрегате производят по следующим признакам:
- биение вала у направляющих подшипников, уровень вибрации корпусов маслованн;
- температура вкладышей, сегментов, масла (включая изменение температуры в сходных режимах в процессе эксплуатации); повышение температуры вкладышей (сегментов) подшипника указывает на недостаточный зазор, ухудшение охлаждения либо ухудшение состояния рабочих поверхностей вкладышей (сегментов) подшипника и втулки вала;
- постепенное повышение температуры сегментов турбинного подшипника на 2-3°С по сравнению с установившейся величиной, рост температуры масла и сегментов на одинаковую величину; вероятная причина - уменьшение расхода охлаждающей воды в маслоохладителе турбинного подшипника либо понижение уровня масла в маслованне;
- резкое повышение температуры сегментов турбинного подшипника до температуры 65°С на сигнал и до 70°С на отключение агрегата; вероятные причины - подплавление сегментов подшипника вследствие понижения уровня масла; повышение уровня масла и вытеснение его водой из маслоохладителей; неправильно выставленные зазоры по сегментам подшипника (возможно при выходе гидроагрегата из ремонта или монтажа); уменьшение или прекращение поступления охлаждающей воды в маслоохладители турбинного подшипника; заклинивание одного или нескольких сегментов подшипника; попадание твердых частиц между трущимися поверхностями сегментов подшипника и втулкой вала; неисправность датчиков температурного контроля;
- повышение уровня масла в маслованне направляющего подшипника гидроагрегата. Вероятная причина: попадание воды из маслоохладителей в маслованну или перелив масла при заливке или доливке в маслованну;
- понижение уровня масла в маслованне направляющего подшипника гидроагрегата. Вероятная причина: утечка масла через неплотно закрытый сливной пробковый кран маслованны, через неплотности соединения выгородки и корпуса маслованны.
9.2.4 При осуществлении контроля следует проверять состояние уплотнения между валом и корпусом маслованны подшипника, обеспечивающего защиту гидроагрегата от замасливания протечками и парами масла: уплотнительные элементы (резина, войлок, кожа) не должны иметь задиров, должны обеспечивать плотный контакт с валом. При этом уплотнение должно работать, не вызывая местный перегрев зоны контакта на валу гидроагрегата.
9.2.5 Перед выводом гидроагрегата в ремонт в случаях проявления нарушений в работе подшипника необходимо производить отбор масла из маслованн подшипников для химического анализа.
9.2.6 Требования к контролю технического состояния турбинного направляющего подшипника с масляной смазкой представлены в таблице 15.