Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55260.3.2-2013 Гидроэлектростанции. Часть 3-2. Гидротурбины. Методики оценки технического состояния

     9.3 Валы гидроагрегата

9.3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к методам контроля и оценки технического состояния валов (валопроводов) вертикальных гидроагрегатов, включая валы гидротурбины и гидрогенератора, промежуточные валы и надставки валов, в т.ч. фланцы валов и шейки направляющих подшипников.

9.3.2 Основным требованием к валу являются его динамическая устойчивость и прочность узлов, а основными видами контроля - оценка радиальных колебаний (биения) вала и состояния (исправности) соединительных узлов.

9.3.3 Контроль за техническим состоянием валопровода осуществляют на работающем и остановленном гидроагрегате. При необходимости проводят освидетельствование при разобранных направляющих подшипниках в соответствии с [21].

9.3.4 При постоянном контроле, осуществляемом под нагрузкой на работающем гидроагрегате или на остановленном гидроагрегате без опорожнения спиральной камеры, следует производить проверки и фиксировать внешние признаки ухудшения состояния вала: увеличение биения вала у направляющих подшипников, повышенные вибрации подшипников, наличие признаков износа шеек и уплотнений вала.

9.3.5 На работающем гидроагрегате следует периодически контролировать величину биения вала у турбинного подшипника. При технической возможности следует производить аналогичные измерения у генераторного подшипника. Рекомендуется применение стационарной системы контроля (мониторинга) биения вала.


Таблица 15 - Требования к техническому контролю при эксплуатации масляных направляющих подшипников

Уровень контроля

Наблюдаемые и контроли-
руемые параметры

Способы и средства контроля

Режим контроля

Допустимые значения параметров

Способ регистрации результатов контроля

Постоянный контроль на работающем оборудовании

Температура вкладыша подшипника

Термосопротивления, термосигнализатор

Постоянно

Температура, установленная местной инструкцией по эксплуатации

Запись в суточной ведомости


Уровень масла в маслованне подшипника

Реле давления, визуально по масломерному стеклу

Постоянно

Уровень масла не должен выходить за максимальное и минимальное значение, установленное местной инструкцией по эксплуатации

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования

Периоди-
ческий контроль на работающем оборудовании

Биение вала у подшипника

Индикатор.

При наличии датчиков биения вала постоянный контроль

При обходах

Биение вала не должно превышать значение, установленное заводом-
изготовителем

Запись в суточной ведомости. Запись в журнале дефектов.

Акт обследования


Вибрация подшипника

Переносная виброиз-
мерительная аппаратура.

При наличии датчиков вибрации постоянный контроль

Периодически в соответствии с приложением И

Вибрация не должна превышать значение, установленное в соответствии с приложением И

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования


Состояние уплотнений и маслованн подшипника

Визуально

При обходах

Протечки масла через выгородки маслованн, фланцевые соединения и уплотнения недопустимы

Запись в журнале дефектов.

Акт обследования


Периодичность контроля за биением вала:

- при наличии автоматической системы - постоянно;

- при осуществлении контроля персоналом - 1-2 раза в сутки с записью в суточную ведомость.

При возникновении повышенного биения вала частоту контроля по решению технического руководителя ГЭС увеличивают.

9.3.6 На работающем гидроагрегате следует обращать внимание на следующие признаки ухудшения состояния линии вала:

- повышенное значение биения вала гидроагрегата у направляющих подшипников и фланцевых соединений валов, измеряемое в соответствии с приложением 5;

- повышенная горизонтальная вибрация направляющих подшипников гидроагрегата, измеряемая в соответствии с приложением 5;

- повышенная вертикальная вибрация опоры пяты, измеряемая в соответствии с приложением 5;

- постепенное повышение биения вала (увеличение зазоров в направляющих подшипниках) в течение межремонтного периода при одинаковых режимах работы гидроагрегата.

9.3.7 На остановленном гидроагрегате при проведении осмотра проверяют плотность фланцевых соединений по внешним признакам (наличие течи масла через фланцевое соединение, раскрытие фланцевого соединения визуально).

9.3.8 Состояние линии вала контролируют по косвенным признакам:

- увеличенное биение вала у направляющих подшипников, которое может быть следствием излома во фланцевых соединениях, износа шейки вала в подшипнике;

- односторонний перегрев сегментов направляющих подшипников из-за расцентровки вала.

9.3.9 При осмотрах и обследованиях вала гидроагрегата должны выявляться параметры состояния в соответствии с таблицей 16.


Таблица 16 - Нормы контроля за техническим состоянием вала гидроагрегата

Элемент вало-
провода

Уровень контроля

Наблю-
даемые и контроли-
руемые параметры

Способы и средства контроля

Режим контроля

Допустимые значения параметров

Способ
регистрации
результатов
контроля

Турбинный вал, генераторный вал у шеек подшипников

Периоди-
ческий контроль, постоянный мониторинг

Биение вала

Инструмен-
тальный контроль

На работающем оборудовании

Нормы завода-
изготовителя

Запись в суточную ведомость, в архив данных

Турбинный вал, генераторный вал у шеек
подшипников, подшипники гидро-
агрегата

Специаль-
ные испытания или постоянный мониторинг

Вибрация опорных конструкций и биение вала

Инструмен-
тальный контроль

На работающем оборудо-
вании

Нормы в соответствии с приложением И

Техническое заключение.

Отчет.

Запись в архив данных

Фланцевое соединение

При необходи-
мости

Плотность соединений

Визуальный, инструмен-
тальный контроль

На останов-
ленном оборудо-
вании

Односторонний зазор до 0,03 мм на длине не более 200 мм

Технический акт

Шейка вала

При необходимости

Износ шейки, наличие трещин, отставания облицовки, вырывов

Визуальный, инструмен-
тальный контроль

На останов-
ленном оборудовании при разборке подшипника

Трещины, отставания, вырывы не допускаются, износ в пределах биения вала, установленного для подшипника, шероховатость по нормам завода-
изготовителя

Технический акт