4.1 Освещение зон повышенной опасности
В транспортной зоне тоннелей длиной более 125 м должно быть предусмотрено освещение зон повышенной опасности.
4.1.1 Освещение зон повышенной опасности обеспечивают частью светильников рабочего освещения, в которых все или часть ламп подключают к источнику, независимому от источника питания основного рабочего освещения.
4.1.2 На дорожном покрытии транспортной зоны тоннеля средняя освещенность должна быть не менее 10 лк, а минимальная - не менее 2 лк.
4.1.3 Для транспортных перемычек между стволами тоннеля применяют нормы освещения, аналогичные нормам для проезжей части в аварийном режиме.
4.1.4 Светильники для освещения зон повышенной опасности должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды не менее IP65 по ГОСТ 14254 и класс защиты от поражения электрическим током I или II по ГОСТ Р МЭК 60598-1.
4.2 Освещение путей эвакуации в транспортной зоне
4.2.1 Для тоннелей длиной 500 м и более в дополнение к освещению зон повышенной опасности должно быть предусмотрено освещение и обозначение путей эвакуации в транспортной зоне, выполненные с помощью специальных эвакуационных светильников и указателей направления эвакуации и выхода.
4.2.2 Питание эвакуационных светильников и указателей в нормальном режиме осуществляют от источника, не зависящего от сети рабочего освещения, а в аварийном режиме - от третьего независимого источника, для этого должно быть предусмотрено автоматическое переключение на питание от аккумуляторных батарей или другого предназначенного для этой цели источника. Время переключения питания с рабочего на аварийный режим не должно превышать 0,30 с.
Продолжительность работы освещения путей эвакуации в аварийном режиме должна быть достаточной для эвакуации людей из зоны аварии тоннеля, но не менее одного часа.
Эвакуационные светильники и указатели направления эвакуации могут работать постоянно либо находиться в режиме ожидания, автоматически включаясь только в аварийной ситуации. Допускается также постоянное питание эвакуационных светильников и указателей от третьего независимого источника.
4.2.3 Эвакуационные светильники располагают на высоте не более 2 м от уровня служебного прохода. Создаваемая ими минимальная освещенность на путях эвакуации должна быть не менее 0,5 лк, а равномерность освещенности - не менее 1:40.
4.2.4 Указатели направления эвакуации устанавливают на стенах тоннеля, имеющих эвакуационные выходы, на высоте до 1 м над уровнем служебного прохода, с шагом не более 25 м.
4.2.5 Для указания направления эвакуации применяют статические указатели, всегда показывающие направление к ближайшему эвакуационному выходу, или динамические указатели, показывающие направление к тому ближайшему эвакуационному выходу, который расположен вне зоны пожара или задымления в тоннеле.
Динамические указатели рекомендуется устанавливать при длине тоннеля свыше 1000 м.
Примечание - Указатели направления эвакуации могут иметь дополнительную световую информацию, например, о расстоянии до ближайшего эвакуационного выхода или до въездного или выездного порталов тоннеля.
4.2.6 Для предотвращения слепящего действия на водителя транспортного средства в нормальном режиме сила света указателей направления эвакуации, работающих в постоянном режиме, не должна превышать 40 кд в направлениях, по которым водитель видит эти приборы внутри конуса с раскрытием 215° относительно линии зрения. На рисунке 1 показаны (в плане) области ограничения силы света указателей направления эвакуации.
Рисунок 1
4.3 Освещение эвакуационных выходов
4.3.1 В аварийном режиме эвакуационные выходы из транспортной зоны тоннеля должны быть освещены эвакуационными светильниками и обозначены указателями выхода.
4.3.2 Над эвакуационными выходами из тоннеля на высоте 2,1-2,2 м от уровня пола устанавливают эвакуационные светильники, обеспечивающие освещенность не менее 0,5 лк на уровне пола перед дверью эвакуационного выхода.
Индекс цветопередачи источников света эвакуационных светильников должен быть не менее 60.
4.3.3 Указатели выхода устанавливают над дверными проемами эвакуационных выходов.
Дополнительно рекомендуется устанавливать вокруг двери эвакуационного выхода сигнальные огни зеленого цвета, работающие в пульсирующем режиме для привлечения внимания эвакуируемых людей. Пример расположения сигнальных огней показан на рисунке 2.