Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении степени соответствия производимой продукции ее назначению на последней стадии жизненного цикла (при превращении в отходы) и на этапах технологического цикла отходов; устранении технических барьеров в торговле на мировом, региональных и внутреннем рынках.
Объектом стандартизации является ресурсосбережение.
Предметом стандартизации является методология применения наилучших доступных технологий при обращении с отходами. Подходы и методы, включенные в настоящий стандарт, представляют собой наилучшие доступные технологии, пригодные к практическому внедрению и обеспечивающие высокий уровень защиты окружающей среды.
Аспектом стандартизации является руководство по экологически ориентированному управлению отходами на основе иерархического порядка обращения с отходами, образующимися на стадиях жизненного цикла продукции.
Настоящий стандарт устанавливает целе-экологические (целевые экологические), социально-организационные, ресурсно-логистические и производственно-технологические стратегии деятельности при экологически ориентированном управлении отходами на основе иерархического порядка обращения с ними.
Настоящий стандарт устанавливает этапы реализации иерархического порядка обращения с отходами, при этом предотвращение образования отходов рассматривается в качестве приоритетного подхода, далее следует подготовка к повторному использованию, использование в качестве вторичных материальных ресурсов, другие подходы к использованию отходов, включая рекуперацию энергии, и конечное размещение, которое рассматривается в качестве наименее желательного подхода.
В настоящем стандарте приведены примеры, когда хозяйствующий субъект может отклоняться от приоритетов, установленных иерархическим порядком обращения с отходами, в целях достижения наилучших общих экологических результатов. Также приведены примеры использования вариантов принятия решений для выбора наиболее подходящего метода обращения с опасными отходами.
Настоящий стандарт соответствует законодательству Российской Федерации. При его разработке учтены положения федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", модельного закона "Об отходах производства и потребления", принятого постановлением N 29-15 Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 30.10.2007 г.*, а также нормы международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "постановлением N 29-15 Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 31 октября 2007 г.". - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок 1 - Модель "Стратегии и наилучшие доступные технологии (НДТ)".
Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директив ЕС [1], [2], [3], [4] и [5], Руководств по применению иерархического порядка обращения с отходами [6] и обращения с опасными отходами [7]. Настоящий стандарт разработан с учетом положений Справочников ЕС [8] и [9].
В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области обращения с отходами.
Настоящий стандарт структурирован следующим образом: вначале (раздел 4) установлены стратегические требования по экологически ориентированному обращению с отходами (целевые экологические стратегии или целе-экологические стратегии), затем (раздел 5) установлены социально-организационные стратегии, после чего в разделе 6 установлены ресурсно-логистические стратегии деятельности, за которым в разделе 7 установлены производственно-технологические стратегии деятельности.
Такая структура позволяет использовать "Модель "Стратегии и наилучшие доступные технологии (НДТ)" (рисунок 1), охватив в настоящем стандарте все четыре блока стратегий (производственно-технологические - в техносфере, идентификационно-ресурсные - в ресурсосфере, социально-экономические - в социосфере и целе-экологические - в экосфере). Эти четыре блока стратегий являются "рамочными" стратегическими ограничениями (ГОСТ Р 51750) любой хозяйственной деятельности при одновременном обеспечении ее устойчивости.