5.7.1 Общие положения
Подшипники, как правило, разделяют на три типа: подшипники скольжения с плоским движением, подшипники скольжения с вращательным движением и подшипники с элементами качения. При оценке подшипников в рамках оценки опасности воспламенения в соответствии с требованиями ISO 80079-36 необходимо учитывать следующее:
a) подшипник должен быть рассчитан на эксплуатацию в рамках целевого назначения оборудования, например с учетом скорости, температуры, нагрузки и изменениям скорости и нагрузки;
b) базовый расчетный срок службы подшипника (для подшипников с элементами качения - см. ISO 281, а также примечание 1);
c) надлежащую посадку подшипников в корпусах и на вале (допуски, правильная круглая форма, качество поверхности), принимая во внимание вертикальные и осевые нагрузки на подшипник относительно вала и корпуса;
d) соосность подшипников;
e) осевую и радиальную нагрузку подшипников, вызванную тепловым расширением вала и корпуса при наиболее жестких условиях эксплуатации;
f) в случае необходимости следует принять меры для защиты подшипника от попадания в него воды и посторонних предметов во избежание его преждевременного повреждения;
g) предохранение подшипника от электрических токов, включая блуждающие токи (которые могут вызвать, например, воспламеняющее искрение или искровую эрозию, приводящую к преждевременному повреждению, в точке контакта между шариком и кольцом шарикоподшипника);
h) обеспечение достаточного количества смазки подшипника согласно смазочному режиму для данного типа подшипника (например для подшипников скольжения граничная смазка, смешанная или полная тонкостенная гидродинамическая смазка являются наиболее распространенными режимами);
i) рекомендованные интервалы технического обслуживания;
j) замену подшипника вследствие его недопустимого износа или окончания рекомендованного срока службы в зависимости от того, что наступит первым;
k) предохранение подшипника от вибрации, особенно при простое;
I) документально подтвержденную низкую надежность неметаллического сепаратора подшипника при промышленном применении.
В инструкциях должно быть указано необходимое время обкатки, в течение которого оборудование может быть активным источником воспламенения.
Примечания
1 В настоящее время отсутствуют методики испытаний, по результатам которых можно сделать достоверный вывод о том, что данный конкретный тип подшипника имеет низкий риск образования источника воспламенения при эксплуатации. Изготовители шариковых и роликовых подшипников, тем не менее, указывают базовый расчетный срок службы, соответствующий вероятности механической неисправности, происходящей в ходе эксплуатации (например, отказ вследствие деформации элемента, усталостного расслаивания или растрескивания, происходящего на одном из его элементов). Данный базовый показатель можно использовать при оценке опасности воспламенения по определению риска возникновения неисправности, что может привести к образованию нагретой поверхности или искр. Базовый расчетный срок службы шарикового подшипника/подшипника качения определяют в соответствии с радиальной и осевой нагрузкой, которую шариковый подшипник/подшипник качения теоретически может выдержать на 1 млн оборотов. Он, как правило, выражен величиной "L" в оборотах или часах эксплуатации в течение прогнозируемого срока службы. В целях снижения риска неисправностей при эксплуатации до минимума очень важно, чтобы изготовитель оборудования обращал внимание на качество конструкции, соотношение осевых и радиальных нагрузок, конструкцию, смазку, охлаждение и техническое обслуживание. Также рекомендуется проводить регулярные проверки в ходе эксплуатации с целью обнаружения приближающихся неисправностей. Если подшипники используют в качестве изолятора, то конструкция должна обеспечивать сохранение изоляции частей оборудования (см. ISO 80079-36).
2 Срок службы подшипников зависит в значительной степени от условий эксплуатации, поэтому точному расчету срок их службы не подлежит.
3 Подшипники, не имеющие элементов качения, не рассматриваются, так как срок их службы невозможно рассчитать. Смазка должна быть обеспечена в соответствии с 5.7.2.
5.7.2 Смазка
Подшипники, которые зависят от наличия смазочного материала для предотвращения повышения температуры до значений, превышающих установленную максимальную температуру поверхности, или возникновения воспламеняющих искр, образованных механическим путем, должны быть разработаны с учетом обеспечения на постоянной основе смазочного материала, например с помощью герметизированных подшипников, снабженных на весь срок службы смазочным материалом, разбрызгивающего смазочного устройства, автоматической системой смазки или неавтоматизированной системой контроля уровня масла с прилагаемыми к ним инструкциями о регулярном обслуживании и рекомендованной частоте осмотра.
Если выполнение указанных выше мер не обеспечивает необходимый уровень защиты оборудования, то нужно использовать дополнительные меры контроля требуемого уровня смазки, например, датчики уровня, расхода, давления или температуры, которые включают сигнализацию и/или имеют функцию отключения, до достижения критического состояния уровня смазки, или температуры (см. раздел 6).
В тех случаях, когда оборудование предназначено для эксплуатации с технологическими жидкостями, или наличие технологической жидкости является необходимым условием для смазки, охлаждения, гашения или предотвращения воспламенения, или для безопасной работы оборудования (например, насоса) требуется выполнение специальных первичных условий, все перечисленное должно быть указано в инструкциях изготовителя.
5.7.3 Химическая совместимость
Подшипники должны изготавливать из материалов, стойких к жидкостям или парам, в которых они должны использоваться в соответствии со своим целевым назначением. Подобным образом материалы, используемые при конструировании подшипников, включая сепараторы подшипника, должны быть стойкими к любым жидкостям или растворителям, которые могут войти с ним в контакт. Особое внимание следует уделять неметаллическим частям подшипника, способным набухать. В тех случаях, когда жидкости или пары могут растворять смазочный материал подшипников, смазочный материал должен сохранять свои свойства даже в этом состоянии.
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает требование, в соответствии с которым изготовитель обязан проводить испытания для подтверждения пригодности применения каждой комбинации жидкости и материала подшипника.