Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55691-2013/ISO/TS 15624:2001 Системы управления и информации на транспорте. Системы оповещения о дорожных происшествиях (TIWS). Требования к системе

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 система оповещения о дорожных происшествиях (Traffic Impediment Warning Systems; TIWS): Система, которая автоматически с помощью специальных сенсоров обнаруживает заторы на дороге, извещает о произошедшем инциденте службы управления движением и экстренного реагирования, а также водителей, находящихся на подъезде к месту инцидента, до момента, когда они смогут увидеть место происшествия.

Примечание - См. приложение А.

2.2 остановившееся транспортное средство (stopped vehicles): Транспортное средство, остановившееся на полосе дорожного движения или на обочине дороги.

2.3 медленно движущееся транспортное средство (slow moving vehicles): Транспортное средство, движущееся со скоростью не выше "А" в транспортном потоке.

Примечание - Величина скорости "А" определяется в зависимости от характера дороги и установленного ограничения скорости на конкретном участке дороги.

2.4 дистанция принятия решения (judgement distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента получения водителем информации о заторе до момента, когда водитель решил, какое действие он предпримет.

Примечание - Под моментом получения водителем информации о заторе в настоящем стандарте подразумевается момент, когда соответствующая информация появляется на информационном табло в зоне видимости его водителем.

2.5 дистанция реакции водителя (reaction distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента, когда водитель решил предпринять какое-то действие после получения уведомления о заторе на дороге, до принятия решения о торможении и приведения в действие тормозной системы.

2.6 тормозной путь (braking distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента приведения в действие тормозной системы до момента остановки.

2.7 слепая зона камеры (camera blind spot range): Расстояние, от места расположения камеры наблюдения до начала зоны, в которой камера может обнаружить затор на дороге.

Примечание - В слепой зоне камера не может обнаружить возникновение затора.

2.8 предел видимости (out-of-sight range): Расстояние от точки, где расположено информационное табло, до точки, в которой информация на нем перестает читаться.

Примечание - При более близком расстоянии информация на табло не может быть прочитана из-за ограниченного угла обзора с места водителя.

2.9 средний интервал (average spacing): Среднее расстояние между передней габаритной точкой одного транспортного средства и передней габаритной точкой следующего за ним транспортного средства в непрерывном потоке движения.

Примечание - Параметр обратно пропорционален плотности потока движения.

2.10 оператор системы оповещения о дорожных происшествиях (оператор системы) (traffic sistem operator): Лицо, осуществляющее контроль режимов работы системы оповещения, считывание и обработку собираемой системой информации и ввод в систему вторичной информации о заторах и режимах движения, доводящейся до участников дорожного движения посредством информационных табло или иными способами, а также осуществляющее функции информирования и координации действий различных служб, обеспечивающих поддержание беспрепятственного движения по дорогам и ликвидацию последствий различных инцидентов на них, которое также может быть наделено функциями управления транспортными потоками в зоне покрытия системы.

2.11 датчики изображения (CCD sensor): Твердотельные датчики изображения, основанные на использовании многопиксельных ПЗС-матриц (приборов с зарядовой связью).

2.12 затор (traffic impediment): Скопление транспортных средств, вынужденных существенно снижать скорость движения вплоть до полного его прекращения в пределах одной или нескольких полос движения из-за каких-либо помех движению.

Примечание - Затор характеризуется наличием стоящих и (или) медленно движущихся транспортных средств, причина остановки (задержки движения) которых может являться неочевидной для водителей, подъезжающих к ним по тем же полосам движения. В этом случае водители вынуждены реагировать на сам факт неожиданного замедления скорости движения или остановки транспортных средств, двигающихся непосредственно перед ними. В случае если для предотвращения столкновения со стоящими или медленно двигающимися транспортными средствами водитель предпринимает смену полосы движения, водитель движущегося следом транспортного средства может оказаться не в состоянии предотвратить попутное столкновение при невозможности повторить маневр смены полосы движения.

2.13 пробка (traffic jam): Дорожная ситуация, характеризующаяся наличием скопления транспортных средств, полностью прекративших движение на всех полосах, по которым разрешено движение в данном направлении.