ГОСТ Р 55691-2013/ISO/TS 15624:2001
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы управления и информации на транспорте
СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ О ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (TIWS)
Требования к системе
Transport information and control systems. Traffic Impediment Warning Systems (TIWS). System requirements
ОКС 33.040
Дата введения 2014-09-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2013 г. N 2223-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 15624:2001* "Системы управления и информации на транспорте. Системы оповещения о дорожных происшествиях (TIWS). Требования к системе" (ISO/TS 15624:2001 "Transport information and control systems -Traffic Impediment Warning Systems (TIWS) - System requirements", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
При возникновении аварийной ситуации на автомобильной дороге аварийное транспортное средство и возникший затор могут блокировать движение на полосах дорожного движения. Часто это приводит к ситуации, когда безопасность дорожного движения в зоне инцидента не может быть гарантирована. Обычно проходит более 10 мин после возникновения инцидента до того момента, когда информация об этом поступает с аварийных телефонов, установленных в придорожной полосе. При незначительных авариях водители часто уезжают с места происшествия, не сообщая об инциденте. Обнаружение инцидента, таким образом, затрудняется, и в некоторых случаях поврежденные дорожные сооружения, а также оставленные на проезжей части фрагменты пострадавших транспортных средств и их груза препятствуют нормальному движению.
Основная функция системы оповещения о дорожных происшествиях TIWS - обеспечить бесперебойное и безопасное продолжение движения в зоне инцидента - может быть достигнута быстрым выявлением факта инцидента, быстрой организацией действий по устранению последствий аварийной ситуации и удалению предметов, препятствующих продолжению движения, на самой ранней стадии, а также информированием водителей, находящихся на подъезде к месту инцидента.
Целью системы оповещения о дорожных происшествиях является частичная автоматизация сбора и передачи информации об инцидентах и заторах на дороге, а также снижение рабочей нагрузки на водителя посредством поддержки и оказания помощи водителю и дорожным службам в удобной для них форме.
Настоящий стандарт может быть использован как стандарт системного уровня для других стандартов, которые развивают тематику системы оповещения о дорожных происшествиях в направлении большей детализации, например в части концепции специальных сенсоров или в части большей детализации функций системы. Поэтому темы специальных требований к функциям и характеристикам сенсоров и коммуникативные связи для скоординированных решений не будут рассматриваться в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к системе оповещения о дорожных происшествиях (TIWS). Задача системы оповещения заключается в том, чтобы информация, собранная с помощью устройств инфраструктуры, автоматически и быстро доводилась до подъезжающих к месту инцидента или затора водителей, а также служб управления движением и экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - служб экстренного реагирования), что позволяло бы оперативно устранять последствия инцидентов и избегать вторичных инцидентов и заторов. Конечная цель при этом - спасение пострадавших при инцидентах посредством ускорения прибытия помощи на место инцидента и быстрое устранение препятствий продолжению движения, а также минимизация потерь времени водителей, находящихся на подъезде к месту инцидента или затора, и предотвращение вторичных инцидентов и заторов.
Настоящий стандарт рассматривает в качестве ключевого элемента системы камеры кабельного телевидения (далее - камеры наблюдения), служащие датчиками, выявляющими заторы на дорогах и использующие функцию обработки визуальной информации и набор сообщений для коммуникации с водителями, участвующими в дорожном движении.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 система оповещения о дорожных происшествиях (Traffic Impediment Warning Systems; TIWS): Система, которая автоматически с помощью специальных сенсоров обнаруживает заторы на дороге, извещает о произошедшем инциденте службы управления движением и экстренного реагирования, а также водителей, находящихся на подъезде к месту инцидента, до момента, когда они смогут увидеть место происшествия.
Примечание - См. приложение А.
2.2 остановившееся транспортное средство (stopped vehicles): Транспортное средство, остановившееся на полосе дорожного движения или на обочине дороги.
2.3 медленно движущееся транспортное средство (slow moving vehicles): Транспортное средство, движущееся со скоростью не выше "А" в транспортном потоке.
Примечание - Величина скорости "А" определяется в зависимости от характера дороги и установленного ограничения скорости на конкретном участке дороги.
2.4 дистанция принятия решения (judgement distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента получения водителем информации о заторе до момента, когда водитель решил, какое действие он предпримет.
Примечание - Под моментом получения водителем информации о заторе в настоящем стандарте подразумевается момент, когда соответствующая информация появляется на информационном табло в зоне видимости его водителем.
2.5 дистанция реакции водителя (reaction distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента, когда водитель решил предпринять какое-то действие после получения уведомления о заторе на дороге, до принятия решения о торможении и приведения в действие тормозной системы.
2.6 тормозной путь (braking distance): Расстояние, проходимое транспортным средством с момента приведения в действие тормозной системы до момента остановки.
2.7 слепая зона камеры (camera blind spot range): Расстояние, от места расположения камеры наблюдения до начала зоны, в которой камера может обнаружить затор на дороге.
Примечание - В слепой зоне камера не может обнаружить возникновение затора.
2.8 предел видимости (out-of-sight range): Расстояние от точки, где расположено информационное табло, до точки, в которой информация на нем перестает читаться.
Примечание - При более близком расстоянии информация на табло не может быть прочитана из-за ограниченного угла обзора с места водителя.
2.9 средний интервал (average spacing): Среднее расстояние между передней габаритной точкой одного транспортного средства и передней габаритной точкой следующего за ним транспортного средства в непрерывном потоке движения.
Примечание - Параметр обратно пропорционален плотности потока движения.
2.10 оператор системы оповещения о дорожных происшествиях (оператор системы) (traffic sistem operator): Лицо, осуществляющее контроль режимов работы системы оповещения, считывание и обработку собираемой системой информации и ввод в систему вторичной информации о заторах и режимах движения, доводящейся до участников дорожного движения посредством информационных табло или иными способами, а также осуществляющее функции информирования и координации действий различных служб, обеспечивающих поддержание беспрепятственного движения по дорогам и ликвидацию последствий различных инцидентов на них, которое также может быть наделено функциями управления транспортными потоками в зоне покрытия системы.
2.11 датчики изображения (CCD sensor): Твердотельные датчики изображения, основанные на использовании многопиксельных ПЗС-матриц (приборов с зарядовой связью).
2.12 затор (traffic impediment): Скопление транспортных средств, вынужденных существенно снижать скорость движения вплоть до полного его прекращения в пределах одной или нескольких полос движения из-за каких-либо помех движению.
Примечание - Затор характеризуется наличием стоящих и (или) медленно движущихся транспортных средств, причина остановки (задержки движения) которых может являться неочевидной для водителей, подъезжающих к ним по тем же полосам движения. В этом случае водители вынуждены реагировать на сам факт неожиданного замедления скорости движения или остановки транспортных средств, двигающихся непосредственно перед ними. В случае если для предотвращения столкновения со стоящими или медленно двигающимися транспортными средствами водитель предпринимает смену полосы движения, водитель движущегося следом транспортного средства может оказаться не в состоянии предотвратить попутное столкновение при невозможности повторить маневр смены полосы движения.
2.13 пробка (traffic jam): Дорожная ситуация, характеризующаяся наличием скопления транспортных средств, полностью прекративших движение на всех полосах, по которым разрешено движение в данном направлении.
3.1 Общие требования
Конфигурация системы должна соответствовать изображенной на рисунке 1.
_______________
Подсистема сбора информации включает оборудование, обнаруживающее заторы на дорогах посредством датчиков, установленных над полосами движения или сбоку от дороги. Настоящий стандарт описывает главным образом обнаружение заторов на дорогах посредством обработки информации с камер наблюдения, используемых в качестве сенсоров для автоматического выявления заторов.
Подсистема обработки и принятия решения обрабатывает информацию, передаваемую камерой и/или группой камер и определяет факт возникновения дорожного затора.
Подсистема мониторинга, управления и регистрации уведомляет оператора системы с помощью тревожного сигнала или иным методом о возникшем заторе на дороге. Подсистема при помощи камер наблюдения позволяет оператору системы подтвердить как факт возникновения затора, так и его местоположение. В этом случае оператор системы может ввести изменения на информационные табло для водителей, зафиксировать информацию с помощью записывающего устройства или предпринять действия по аварийной программе.
Подсистема уведомления передает информацию о возникшем заторе на дороге водителям с помощью различных сигнальных сообщений или иными средствами. В некоторых случаях подсистема может принудительно перекрывать дороги или требовать от водителей выбора альтернативных маршрутов движения в объезд.
Рисунок 1 - Конфигурация системы
3.2 Классификация
В таблице 1 указана концептуальная основа системы. Таблица показывает, что быстрое обнаружение инцидента и оперативное распространение информации о заторе будет способствовать исключению вторичных инцидентов и защите водителей. В настоящем стандарте объекты стандартизации обозначены в таблице знаком "X".
Примечание - Обнаружение дорожных пробок не входит в функции системы TIWS, описываемой настоящим стандартом. Система должна выявлять остановившиеся транспортные средства или медленно движущиеся транспортные средства в конце скопления автомобилей.
Таблица 1 - Концепция системы оповещения о дорожных происшествиях TIWS
Системы обнаружения | Объекты обнаружения | ||||||
Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 | Методы передачи информации | |||
Система инфраструктуры | Инфраструктура - инфраструктура | Класс 1 | X | - | - | - | Информационное табло |
Класс 2 | X | - | - | - | Различные | ||
Совместная система | Инфраструктура - транспортное средство | Класс 3 | - | - | - | - | Радиомаяк, излучающий коаксиальный кабель, информационные табло, радио |
Примечание - Уровни определены в 3.3. |
3.3 Объекты, составляющие затор на дороге, и пределы возможностей обнаружения
3.3.1 Объекты обнаружения
3.3.1.1 Уровень 1: остановившиеся транспортные средства и медленно движущиеся транспортные средства кроме мотоциклов.
3.3.1.2 Уровень 2: уровень 1 + изменение в режиме движения транспортных средств с целью избежать каких-либо имеющихся препятствий или опасных условий.
3.3.1.3 Уровень 3: уровень 2 + мотоциклы.
3.3.1.4 Уровень 4: уровень 3 + иные препятствия.
Примечание 1 - В настоящем стандарте объектом стандартизации является уровень 1.
Примечание 2 - Предельные размеры препятствий, относящихся к уровню 4, не являются предметом настоящего стандарта.
Примечание 3 - Понятие транспортного средства включает также трехколесные транспортные средства.
3.3.2 Пределы возможностей обнаружения