Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения

     4 Общие положения

4.1 Основополагающие принципы

4.1.1 Метаданные являются важным компонентом ЭОР и ЭИОР, обеспечивающим развитие процессов информатизации образования с учетом глобализации образовательного сообщества и современных мультиязыковых и мультикультурных реалий.

4.1.2 Метаданные ЭОР должны представлять собой структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.

4.1.3 Стандартизация метаданных должна осуществляться исходя из следующих основных задач в области систематизации ЭОР:

классификация ЭОР;

идентификация ЭОР;

формирование метаданных для управления ЭОР;

каталогизация, регистрация и документирование ЭОР;

автоматизированный поиск ЭОР по метаданным.

Примечание

1 В настоящем стандарте под ЭОР подразумевают широкий класс электронных ресурсов, используемых в образовательных целях.

2 Принципы классификации ЭОР по [1], ГОСТ Р 52657.

3 В соответствии с [2] электронным изданием является ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде.

4.1.4 Стандартизация метаданных ЭОР должна базироваться на международных стандартах и широко применяемых в информационном обществе профилях, спецификациях и протоколах.

4.1.5 Стандартизация метаданных ЭОР должна учитывать лучшие отечественные практики, апробированные при создании ЭОР масштабных ЭОИР [3].

4.1.6 Метаданные должны отражать структурированные данные ЭОР в течение всего их жизненного цикла (от замысла до утилизации).

4.1.7 Метаданные должны разрабатываться и развиваться в соответствии с установленными и предполагаемыми потребностями в ЭОР и ЭИОС всех заинтересованных сторон.

4.1.8 Метаданные ЭОР должны учитывать создание возможности многоязычной эквивалентности и культурной адаптации.

4.1.9 Метаданные ЭОР должны обеспечивать равные возможности по доступности ЭОР для всех категорий обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями.

4.1.10 Метаданные должны обеспечивать защиту детей от информационных ресурсов, причиняющих вред их здоровью и развитию.

4.2 Система и модель метаданных

4.2.1 Система метаданных является системным элементом любой ЭИОС и определяет качество и эффективность применения ЭОР в системе обучения.

4.2.2 Система метаданных характеризуется двумя уровнями представления:

- инфологическим, определяющим состав и структуру элементов данных, их семантику, типы значений;

- уровнем представления данных, определяющем формат метаданных и способ представления информации в экземпляре метаданных.

4.2.3 Система метаданных должна соответствовать принятой модели данных, представляющей формализованный способ представления ее элементов (на основе языка XML и модели RDF).

4.3 Спецификация элементов данных MRL

4.3.1 Атрибуты спецификации элементов данных