4.1 Основополагающие принципы
4.1.1 Метаданные являются важным компонентом ЭОР и ЭИОР, обеспечивающим развитие процессов информатизации образования с учетом глобализации образовательного сообщества и современных мультиязыковых и мультикультурных реалий.
4.1.2 Метаданные ЭОР должны представлять собой структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
4.1.3 Стандартизация метаданных должна осуществляться исходя из следующих основных задач в области систематизации ЭОР:
классификация ЭОР;
идентификация ЭОР;
формирование метаданных для управления ЭОР;
каталогизация, регистрация и документирование ЭОР;
автоматизированный поиск ЭОР по метаданным.
Примечание
1 В настоящем стандарте под ЭОР подразумевают широкий класс электронных ресурсов, используемых в образовательных целях.
2 Принципы классификации ЭОР по [1], ГОСТ Р 52657.
3 В соответствии с [2] электронным изданием является ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде.
4.1.4 Стандартизация метаданных ЭОР должна базироваться на международных стандартах и широко применяемых в информационном обществе профилях, спецификациях и протоколах.
4.1.5 Стандартизация метаданных ЭОР должна учитывать лучшие отечественные практики, апробированные при создании ЭОР масштабных ЭОИР [3].
4.1.6 Метаданные должны отражать структурированные данные ЭОР в течение всего их жизненного цикла (от замысла до утилизации).
4.1.7 Метаданные должны разрабатываться и развиваться в соответствии с установленными и предполагаемыми потребностями в ЭОР и ЭИОС всех заинтересованных сторон.
4.1.8 Метаданные ЭОР должны учитывать создание возможности многоязычной эквивалентности и культурной адаптации.
4.1.9 Метаданные ЭОР должны обеспечивать равные возможности по доступности ЭОР для всех категорий обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями.
4.1.10 Метаданные должны обеспечивать защиту детей от информационных ресурсов, причиняющих вред их здоровью и развитию.
4.2 Система и модель метаданных
4.2.1 Система метаданных является системным элементом любой ЭИОС и определяет качество и эффективность применения ЭОР в системе обучения.
4.2.2 Система метаданных характеризуется двумя уровнями представления:
- инфологическим, определяющим состав и структуру элементов данных, их семантику, типы значений;
- уровнем представления данных, определяющем формат метаданных и способ представления информации в экземпляре метаданных.
4.2.3 Система метаданных должна соответствовать принятой модели данных, представляющей формализованный способ представления ее элементов (на основе языка XML и модели RDF).
4.3 Спецификация элементов данных MRL
4.3.1 Атрибуты спецификации элементов данных