ГОСТ 32265-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методика динамико-прочностных испытаний
Special railway rolling stok. Dynamic and strength testing procedures
МКС 45.060.10
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской федерации
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 28 августа 2013 г. N 58-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минторгэкономразвития |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1422-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32265-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Требования настоящего стандарта распространяются на специальный подвижной состав (далее - СПС), предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт устанавливает методы определения значений показателей динамики и прочности экипажной части специального подвижного состава, рабочих органов и элементов их крепления.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
_______________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
ГОСТ 25.101-83 Расчеты и испытания на прочность. Методы схематизации случайных процессов нагружения элементов машин и конструкций и статистического представления результатов
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 21616-91 Тензорезисторы. Общие технические условия
ГОСТ 23207-78 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения
ГОСТ 31846-2012 Специальный подвижной состав. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 16504, ГОСТ 23207, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 специальный железнодорожный подвижной состав: железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
[Технический регламент ТС "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10]
3.2 экипажная часть СПС: Конструкция, представляющая собой механическую повозку, обеспечивающую движение СПС по рельсовой колее и предназначенная для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.
Примечание - Допускается исполнение экипажной части СПС без тележек (двухосный СПС).
3.3 рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки или главной рамой экипажной части.
3.4 конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.
[Технический регламент ТС "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10]
3.5 коэффициент горизонтальной динамики: Отношение значения динамической составляющей рамной силы к осевой нагрузке.
3.6 коэффициент вертикальной динамики ступени рессорного подвешивания: Отношение значения динамической составляющей вертикальной силы к статической нагрузке.
3.7 непогашенное ускорение: Доля поперечного горизонтального ускорения, действующая на СПС в плоскости оси колесной пары при движении по кривой, некомпенсированная возвышением наружного рельса.
3.8 осевая нагрузка: Вертикальная статическая нагрузка на рельсы от колесной пары СПС в экипированном состоянии.
3.9 динамический процесс: непрерывный сигнал от первичного преобразователя, размещенного на СПС, регистрируемый на выходе измерительной системы.
3.10 относ: Перемещение надрессорного строения вдоль горизонтальной поперечной оси.
3.11 виляние: Вращательное колебание надрессорного строения вокруг вертикальной оси.
4.1 Оборудование и организация рабочих мест при проведении стендовых испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, сигнальные цвета и знаки безопасности, информирующие и обращающие внимание обслуживающего персонала на потенциальную или действительную опасность - по ГОСТ 12.4.026.
4.2 При проведении ходовых испытаний должна обеспечиваться безопасность движения опытного поезда в соответствии с требованиями нормативных документов, устанавливающих правила технической эксплуатации, сигнализации железных дорог, организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, а также дополнительными требованиями техники безопасности, вытекающими из рабочей методики испытаний, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106.
_______________
На территории Российской Федерации эти требования установлены в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 21 декабря 2010 г., приказом N 286.
На территории Российской Федерации эти требования установлены в Приложении 7 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 21 декабря 2010 г., приказом N 286.
На территории Российской Федерации эти требования установлены в Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации 19 июля 1996 г.
4.3 Испытания начинают с малых скоростей. После экспресс-анализа опытных данных, измеряемых на СПС, определяют возможность повышения скорости, вплоть до конструкционной и выше на 10% , если это не угрожает безопасности движения. При превышении значений показателей, установленных в разделе 7 (таблица 1) на 10% (кроме коэффициента запаса устойчивости, для которого испытания прекращают при получении значений на 10% меньше нормируемого) или возникновении любых не штатных ситуаций, испытания должны быть прекращены.
4.4 Элементы крепления и страховки должны надежно удерживать рабочие органы СПС от падения на путь и выхода за габарит подвижного состава.
4.5 Работы по подготовке и проведению испытаний проводят под непосредственным руководством и контролем руководителя испытаний.
4.8* Участники испытаний перед началом испытаний проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок и виды обучения, а также организацию инструктажа участников испытаний осуществляют в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
5.1 Объектом испытаний являются:
- опытный образец (вновь разрабатываемый или модернизируемый) СПС, предназначенный для эксплуатации на железных дорогах;
- несущие металлоконструкции главных рам, кузовов, кабин, рам тележек и элементов крепления и страховки рабочих органов СПС.
Примечание - Элементами крепления и страховки рабочих органов являются: рамы рабочих органов, порталы, раскосы, кронштейны, тяги и пр., привариваемые или закрепляемые (с помощью крепежных деталей) на несущих конструкциях единицы СПС и удерживаемые в рабочем и транспортном положениях с помощью специальных опор, упоров, стяжек, крюков, шкворней и других деталей.
5.2 Испытаниям подлежит один образец СПС.
5.3 СПС, подлежащий испытаниям, должен быть изготовлен по рабочей конструкторской документации и принят службой технического контроля предприятия-изготовителя.
5.4 К объекту испытаний предприятие-изготовитель и разработчик прилагают следующую техническую документацию:
- технические условия (ТУ);
- техническое задание (ТЗ) и проект ТУ (для опытного образца);