Статус документа
Статус документа


ГОСТ 31184-2002

(ИСО 9518:1998)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Машины для лесного хозяйства

ПИЛЫ ЦЕПНЫЕ ПЕРЕНОСНЫЕ

Методы испытаний на отскок

Forestry machinery. Portable chain-saws. Kiсkback test methods

МКС 65.060.80

Дата введения 2025-01-01

     

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 287 "Ручное портативное механизированное оборудование для лесной промышленности и лесного хозяйства" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 6 ноября 2002 г. № 22-2002)       

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

 

Азстандарт

Армения

AM

 

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

 

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

 

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

 

Кыргызстандарт

Молдова

MD

 

Институт стандартизации Молдовы

Россия

RU

 

Росстандарт

Таджикистан

TJ

 

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

 

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономики Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2024 г. № 336-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31184-2002 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.

5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ISO 9518:1998* "Лесные машины. Пилы цепные переносные. Методы испытаний на отскок" ("Forestry machinery. Portable chain-saws. Kikback test methods", MOD).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При этом текст стандарта дополнен требованиями, учитывающими потребности национальной экономики указанных выше государств

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний на отскок бензиномоторных цепных пил, укомплектованных направляющей шиной и пильной цепью, с объемом цилиндра двигателя до 80 см с целью проведения исследований угла и энергии отскока.

Примечание - Настоящий стандарт допускается использовать для испытаний цепных пил с электрическим двигателем, для проведения которых в стандарте приведены соответствующие рекомендации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующие стандарты:

ГОСТ 30411-2001 (ИСО 6535-91) Машины для лесного хозяйства. Пилы бензиномоторные цепные. Тормоз пильной цепи. Методы испытаний

ИСО 9518 Лесные машины. Пилы цепные переносные. Методы испытаний на отскок

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 защитное устройство наконечника шины: Съемное приспособление на конце направляющей шины, исключающее контакт внешних объектов с цепью.

3.2 рычаг тормоза цепи: Защитное устройство передней рукоятки, используемое для приведения в действие тормоза цепи.

3.3 расчетный угол отскока (рисунок 1): Угол, используемый в качестве критерия оценки величины отскока цепной пилы при ее движении назад и вверх по направлению к оператору.

3.4 угол контакта: Угол между поверхностью испытуемого образца и перпендикуляром к центральной линии направляющей шины.

3.5 набор данных: Группа значений параметров в точках, полученных при испытаниях пилы в заданных условиях.

3.6 удар: Этап испытаний, предусматривающий контакт образца с движущейся пильной цепью на конце направляющей шины.

3.7 отскок: Быстрое движение пилы по дуге вверх и назад в момент, когда движущаяся пильная цепь в крайней точке наконечника направляющей шины контактирует с бревном, веткой, деревом или другими препятствиями.

3.8 стенд испытаний пилы на отскок: Оборудование (устройство), используемое для измерения энергии отскока цепной пилы.

3.9 горизонтальная система: Часть испытательного стенда, используемая для измерения горизонтальной составляющей энергии отскока.


    

1 - расчетный угол отскока; 2 - пиковое положение пилы, определяемое математической моделью; 3 - первоначальное положение пилы

     

Рисунок 1 - Расчетный угол отскока

3.10 силовой блок: Цепная пила без направляющей шины и цепи.

3.11 вращательная система: Часть испытательного стенда, используемая для измерения вращательной энергии действия отскока.

3.12 образец, испытательный образец: Кусок фибрового картона средней плотности, используемый в качестве препятствия, после контакта пилы с которым происходит отскок.

     4 Метод испытаний

4.1 Принципы

Для имитирования отскока плоская поверхность образца, сделанного из материала, похожего на дерево, толчковым движением контактирует с движущейся пильной цепью на конце направляющей шины пилы.

Испытания должны проводиться на оборудовании, созданном для измерения вращательной и линейной энергии, выделяемой в результате действия отскока. Пиковые значения энергии, используемые при расчете угла отскока, определяют поэтапным исследованием, включающим методы испытаний в наиболее неблагоприятных условиях. Так как результаты могут быть разными для разных условий испытаний, то их проводят несколько раз, а результаты усредняют.

4.2 Испытательные образцы

Испытательные образцы должны быть изготовлены из фибрового картона средней плотности (степень плотности - (732±32) кг/м). Стандартный испытательный образец должен иметь размеры 38х38х250 мм. Допускается использовать образцы толщиной до 76 мм, измеренной перпендикулярно испытательной лицевой стороне образца.

Примечание - Так как значения энергии отскока зависят от плотности фибрового картона, необходим тщательный контроль подбираемых образцов. В целях воспроизведения результатов испытаний и сравнения их с результатами других испытаний, испытуемые образцы должны быть калиброваны в соответствии с параметрами эталонных образцов. Калибрование проводится на образцах из серийных партий с использованием эталона*.

_______________

* Эталон - полнокомплектная пила с шиной и цепью, для которой уже определены параметры энергии отскока.

4.3 Оборудование

4.3.1 Испытательный стенд марки ВОМ-0100 для измерения уровня энергии по ИСО 9518.

4.3.2 Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя с точностью считывания ±1,5% измеренного значения.

4.3.3 Временной механизм скорости движения каретки, включающий датчики с точностью измерения ±1 м/с и узел блокировки, исключающий повторный запуск.

4.3.4 Временной механизм тормоза цепи, включающий датчики с точностью измерения ±3 мс.

4.3.5 Оборудование для проверки тормоза цепи - по ГОСТ 30411.

4.3.6 Компьютер и программа для расчета угла отскока - по ИСО 9518.

4.4 Подготовка

4.4.1 Физические измерения

4.4.1.1 Физические измерения проводят с использованием пилы, укомплектованной направляющей шиной и пильной цепью, с баками, наполненными топливной смесью и маслом. Перед началом измерений пильная цепь должна быть подготовлена по 4.4.2.

4.4.1.2 Массу пильной цепи измеряют в килограммах. Допустимая погрешность измерения - ±50 г.

4.4.1.3 Положение центра тяжести (должен быть отмечен на корпусе пилы) перпендикулярно плоскости направляющей шины. Допустимая погрешность измерения - ±6 мм.

4.4.1.4 Момент инерции цепной пилы определяют по оси шины через центр тяжести и перпендикуляр к плоскости направляющей шины в килограммах на метр в квадрате.

4.4.1.5 Передний конец пильной цепи, положения передней и задней рукояток относительно центра тяжести обозначены координатами , (рисунок 2) в миллиметрах. Допустимая погрешность измерения - ±3 мм.


     

1 - центральная ось направляющей шины должна быть в горизонтальном положении; 2 - центр тяжести; , - координаты шины с цепью, установленной так, чтобы получить максимальный размер . Измерение расстояния до конца цепи на направляющей шине проводят по направляющей шине вдоль ее осевой линии. Для асимметричных шин измерение проводят вдоль линии через центр радиуса выше квадранта конца и параллельно центральной линии и направляющей шины; , - координаты передней рукоятки, измеряют до центра защитного устройства передней рукоятки. Если рукоятка прогнута в какой-либо плоскости или в каком-либо направлении, следует использовать середину площади захвата; , - координаты задней рукоятки измеряют от точки, отстоящей на 25 мм от задней точки рычага управления дросселем на внутренней поверхности рукоятки

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs