6.2.1 Требования к поворотно-лопастным рабочим колесам
6.2.1.1 Конструкция рабочего колеса должна обеспечивать отсутствие протечек масла в окружающую среду на работающем и остановленном агрегате.
6.2.1.2 Лопасти рабочего колеса должны быть изготовлены из нержавеющей кавитационно-стойкой стали.
6.2.1.3 Детали рабочего колеса должны быть изготовлены из стали, обеспечивающей запас прочности при максимальных нагрузках.
6.2.1.4 Уплотнения лопастей должны надежно защищать проточную часть от попадания в нее масла из корпуса РК, а также попадания воды из проточной части в корпус РК и должны быть съемными; конструкция должна обеспечивать замену уплотнительных элементов без демонтажа РК или лопастей при осушенном проточном тракте.
6.2.1.5 Конструкция уплотнений должна предусматривать наличие разгрузочной полости и дренаж протечек в емкости-накопители, размещенные в корпусе РК; их удаление из накопителей должно производиться на остановленном агрегате без осушения проточной части.
6.2.1.6 Конструкция РК должна предусматривать наличие предупредительной сигнализации при возникновении нарушений в работе уплотнений для своевременного устранения дефекта; при осушенной проточной части дефектное уплотнение должно выявляться без разборки узла.
6.2.1.7 Поршень сервомотора РК должен иметь устройства, препятствующие его повороту относительно штока и цилиндра совместно со штоком.
6.2.1.8 При использования в узлах трения фторопластосодержащих материалов доступ проточной воды в зону трения не допускается; перетоки масла и воды через уплотнения штока в корпусе рабочего колеса не допускаются.
6.2.1.9 Конструкция ПЛ-колес с маслоненаполненным корпусом должна обеспечивать осмотр внутренней поверхности полости и узлов поворота лопастей без демонтажа агрегата при осушенной проточной части с соблюдением следующих условий:
- крышки люков для осмотра должны иметь шарнирную подвеску;
- в процессе указанных осмотров должна быть предусмотрена возможность удаления протечек из корпуса.
6.2.1.10 Внутренняя полость корпуса должна быть оборудована дистанционным контролем наличия воды и масла; внутренние поверхности корпуса рабочего колеса должны иметь защитные покрытия, обеспечивающие его надежную эксплуатацию в период срока службы установки.
6.2.1.11 Изменение значений перестановочных усилий в процессе эксплуатации допускается только в сторону их уменьшения.
6.2.1.12 Облицовка нержавеющей сталью шеек подшипников, штока и направляющих шпонок должна выполняться наплавкой с образованием рабочего слоя толщиной не менее 5 мм.
6.2.1.13 Для ПР гидротурбин по согласованию с заводом-изготовителем в конструкции РК могут быть предусмотрены возможность изменения угла разворота лопастей (сезонная), или изменение утла разворота в целях оптимизации, или при изменении условий эксплуатации.
6.2.1.14 Рабочее колесо статически балансируется на заводе-изготовителе.
6.2.2 Требования к радиально-осевым рабочим колесам
6.2.2.1 Для РО гидротурбины РК должно быть литым, сварно-литым или сварным со штампованными лопастями из коррозионностойкой и трещиностойкой стали.
6.2.2.2 При изготовлении РК должны быть предусмотрены мероприятия по снижению остаточных сварочных и технологических напряжений в лопастях.
6.2.2.3 Лабиринтные уплотнения РК должны быть съемными и изготавливаться, как правило, из коррозионностойкой стали; разница в твердости между материалами подвижных и неподвижных частей уплотнения РК должна быть не менее 50 ед. по Бринеллю.
6.2.2.4 При работе агрегата в режиме СК должна быть предусмотрена система охлаждения верхних лабиринтных уплотнений.
6.2.2.5 Рабочие колеса должны быть цельными; в обоснованных случаях по условиям транспортировки рабочее колесо может быть изготовлено из нескольких частей, с последующей их сборкой на месте монтажа.
6.2.2.6 Рабочее колесо статически балансируется на заводе-изготовителе.
6.2.3 Требования к камере рабочего колеса (для поворотно-лопастных гидротурбин)
6.2.3.1 Камера должна быть выполнена в виде сварной оребренной конструкции, состоящей из отдельных поясов, а пояса - из секторов, соединенных между собой посредством фланцевых соединений, размеры которых выбирают из условия транспортировки и удобства монтажа; камера РК и верхний пояс фундаментного кольца по поверхности проточного тракта должны иметь механическую обработку.
6.2.3.2 Облицовка камеры и сопрягающий пояс должны быть изготовлены из кавитационно-стойкого материала.
6.2.3.3 Камера РК при сборке и установке в штрабе должна крепиться к арматуре основного бетона стяжками, талрепами и домкратами; эти детали должны входить в объём поставки.