Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 18.0.01-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Основные положения

Technology of the aviation fuelling. Basic provisions

     

ОКС 49.100

Дата введения 2014-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации (Ассоциация ОАТО ВС ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 018 "Оборудование и технологии авиатопливообеспечения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1341-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ     

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основные положения комплекса национальных стандартов "Технологии авиатопливообеспечения" (далее - комплекс национальных стандартов ТАТО) и определяет для этого комплекса:

- цели и основные задачи;

- состав и классификацию;

- структуру комплекса стандартов и их обозначение;

- организацию работ по стандартизации.

Комплекс национальных стандартов ТАТО распространяется на организации, обеспечивающие проектирование имущественного комплекса авиапредприятий, разработчиков и изготовителей оборудования авиатопливообеспечения, поставщиков и эксплуатантов оборудования, а также может быть использован при сертификации и государственном надзоре и контроле.

Установленные комплексом национальных стандартов ТАТО правила, требования и нормы распространяются на проектную, конструкторскую, эксплуатационную, технологическую, программную документацию, а также на нормативные документы, разрабатываемые организациями авиатопливообеспечения (стандарты организаций, руководства, инструкции, наставления, приказы и т.п.), научно-техническую и учебную литературу в той части, в которой они могут быть применены в них.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ Р 1.0 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиатопливообеспечение: Комплекс мероприятий, предусматривающий обеспечение приема, хранения, внутрискладских перекачек, учета, выдачи и заправки воздушных судов авиатопливом как в чистом виде, так и в виде смеси с противоводокристаллизационной жидкостью; осуществление контроля количественных и качественных характеристик авиатоплива и противоводокристаллизационной жидкости.

3.2 технологии авиатопливообеспечения; ТАТО: Документы, определяющие последовательность выполнения технологических процессов авиатопливообеспечения.

3.3 типовые схемы авиатопливообеспечения; ТС АТО: Документы, определяющие состав и последовательность размещения (установки) технологического оборудования в типовых схемах.

3.4 оборудование авиатопливообеспечения: Технические средства, применяемые самостоятельно для выполнения основных и дополнительных операций авиатопливообеспечения, а также объединенные в типовые технологические схемы для приема, хранения, внутрискладских перекачек, учета, выдачи и заправки воздушных судов авиатопливом как в чистом виде, так и в виде смеси с противоводокристаллизационной жидкостью.

3.5 агрегат: Совокупность оборудования; изготавливается по блочно-модульному принципу в заводских условиях в соответствии с типовой технологической схемой.

3.6 авиационное топливо: Авиационные бензины и авиационные керосины, выпускаемые в соответствии с действующими нормативными документами, допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию воздушных судов конкретных типов.

3.7 противоводокристаллизационные жидкости: Присадки, добавляемые в авиационный керосин, заправляемый в воздушное судно, с целью снижения вероятности кристаллообразования в топливных баках воздушного судна.

     4 Цели и основные задачи

4.1 Основная цель комплекса стандартов ТАТО - обеспечение возможности:

- применения типовых технологических решений и современных технических средств при проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации топливозаправочных комплексов в организациях авиатопливообеспечения;

- расширения использования в ТС АТО унифицированных агрегатов, разработанных и изготовленных по блочно-модульному принципу в заводских условиях;

- оптимальной комплектности проектной, конструкторской и эксплуатационной документации;

- сокращения сроков и снижения трудоемкости разработки и подготовки документации;

- взаимообмена документацией с созданием информационной базы на принципах свободного доступа всех участников процесса авиатопливообеспечения;

- применения общих технических решений в обеспечении автоматизации управления и контроля за технологическими процессами авиатопливообеспечения с учетом оптимальной экономической целесообразности их реализации;

- гармонизации национальных стандартов ТАТО с международными стандартами (EN, ИСО, МЭК), руководствами, стандартами и рекомендуемыми практиками Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА);

- подтверждения соответствия ТАТО требованиям действующих нормативных документов при сертификации.

4.2 Основными задачами комплекса стандартов ТАТО является установление:

- терминологии в области ТАТО;

- требований, норм и правил выполнения технологических процессов авиатопливообеспечения при проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации объектов, сооружений или производственных участков организаций авиатопливообеспечения (независимо от их организационно-правовой формы) в аэропортах, на аэродромах совместного базирования государственной и гражданской авиации, а также на складах авиационных горюче-смазочных материалов вертодромов, гидроаэродромов и посадочных площадок с соблюдением действующих норм охраны труда, правил промышленной, пожарной и экологической безопасности с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов, сохранения имущества и здоровья граждан.

4.3 Требования комплекса стандартов ТАТО реализуют в типовых схемах выполнения основных процессов технологии:

- прием авиатоплива;

- хранение авиатоплива;

- межскладские и внутрискладские перекачки;

- слив и возврат остатков;

- подготовка авиатоплива к выдаче;

- учет авиатоплива;

- выдача авиатоплива в средства заправки;

- транспортирование авиатоплива к воздушному судну;

- заправка воздушных судов кондиционным авиатопливом и специальными жидкостями;

- отбор проб и контроль их качества;

- сбор и утилизация некондиционного авиатоплива;

- сбор и утилизация специальных жидкостей;

- сбор и утилизация загрязненных сточных вод и атмосферных осадков;

- прием авиатоплива из баков воздушного судна, его хранение, подготовка и выдача в систему заправки воздушного судна или утилизация.

4.4 Комплекс стандартов ТАТО является основой для разработки нормативных документов в организациях авиатопливообеспечения (стандарты организаций, руководства, инструкции, наставления, приказы и т.п.).

4.5 Документацию по обеспечению функционирования комплекса стандартов ТАТО оформляют на бумажных и (или) электронных носителях на русском языке с учетом требований ГОСТ 2.051.

     5 Структура комплекса стандартов ТАТО и их обозначение

5.1 Классификационные группы стандартов, входящих в комплекс стандартов ТАТО, должны соответствовать приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Номер группы

Наименование классификационной группы стандартов

0

Основные положения

1

Термины и определения

2

Требования к процессам технологии авиатопливообеспечения

3

Типовые схемы технологии авиатопливообеспечения

4

Контроль качества авиатоплива и противоводокристаллизационной жидкости

5

Основы логистики авиатопливообеспечения

6

Требования к документальному обеспечению процессов авиатопливообеспечения

7

Техническое обслуживание оборудования авиатопливообеспечения. Общие требования

8

Автоматизация процессов авиатопливообеспечения и контроля качества

9

Требования к персоналу. Подтверждение профессиональной пригодности

10

Менеджмент рисков. Обоснование безопасности

11

Подтверждение соответствия. Основные принципы

12

Прочие

5.2 Все стандарты, входящие в комплекс стандартов ТАТО, должны иметь заголовок "Технологии авиатопливообеспечения".

Обозначение стандартов комплекса состоит из:

- индекса стандарта - ГОСТ Р;

- номера системы по информационному указателю "Национальные стандарты" (18), точки, номера группы в соответствии с таблицей 1, точки, порядкового номера стандарта в группе и отделенных тире четырех цифр года утверждения или пересмотра стандарта.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs