9.1.1 Как правило, характеристики определяют следующим образом:
- полезная мощность вентилятора - произведение массового расхода и работы вентилятора на единицу массы ;
- мощность на валу рабочего колеса - мощность, потребляемая вентилятором.
9.1.2 Редко бывает возможность определить непосредственно мощность на валу колеса из-за сложности оценки потерь в подшипниках, поддерживающих вал вентилятора. Однако необходимо знать эту мощность, для того чтобы установить базовую характеристику вентилятора.
По этой причине следующие параметры, определенные в перечислениях а)-с), должны быть измерены:
a) мощность на валу вентилятора - механическая выходная мощность, передаваемая валу вентилятора приводом. Она включает в себя потери в подшипниках, уплотнителях, в системах охлаждения подшипников и др.;
b) выходная мощность на валу двигателя - мощность, передаваемая валу привода. Она равна , если имеет прямой привод от двигателя.
В других случаях равна ( - КПД привода).
Достаточно точное определение КПД привода является сложной задачей для низких значений мощности;
с) входная мощность двигателя - выходная мощность к входной мощности привода. Это также есть полная мощность, потребляемая установкой. В случае электрического двигателя, используемого в качестве привода, это - входная электрическая мощность, приходящая на клеммы электродвигателя. В остальных случаях входная мощность определяется потреблением топлива, пара, сжатого воздуха и др. по согласованию между сторонами.
9.1.3 По этим величинам мощности, следующие величины КПД могут быть определены: КПД собственно вентилятора , КПД вентилятора с элементами привода , КПД вентилятора вместе с двигателем и полный КПД установки , которые получаются делением полезной мощности вентилятора на мощность на валу рабочего колеса, мощность на валу вентилятора, выходную мощность двигателя и входную мощность двигателя соответственно.
Только КПД отражает эффективность использования потребляемой мощности в вентиляторе.
Полный КПД, используемый для вентиляторов с электроприводом, включает в себя потери в системе передачи и двигателе в дополнение к механическим потерям в вентиляторе.
9.1.4 В соглашении между предприятием-поставщиком и заказчиком должно быть точно указано, какую мощность и какой КПД следует определять при испытаниях вентилятора.