Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования

     10 Защита от поражения электрическим током

10.1 Устройства должны иметь такую конструкцию, чтобы токоведущие части штепсельных розеток и переносных розеток транспортного средства, когда они подсоединены как для нормальной эксплуатации, и токоведущие части вилок и вводов транспортного средства, когда они находятся в состоянии частичного или полного зацепления с ответной частью, не были доступны.

Примечание 1 - В ряде стран: Франция, Великобритания, Дания, Португалия, Италия для обеспечения степени защиты IPXXD контактные отверстия токоведущих (фазных и нейтрали) контактов штепсельных розеток, когда такие штепсельные розетки доступны для неквалифицированного персонала (обычных потребителей ВА1, производственного персонала ВА2 или детей ВА3), закрывают шторками.

Примечание 2 - Во Франции и Португалии для обеспечения степени защиты IPXXD контактные отверстия токоведущих (фазных и нейтрали) контактов переносных розеток, когда такие розетки постоянно соединены в стационарную установку и доступны для неквалифицированного персонала (обычных потребителей ВА1, производственного персонала ВА2 или детей ВА3), закрывают шторками.

Примечание 3 - В Португалии штепсельные розетки и переносные розетки без шторок разрешены в местах, доступных исключительно для квалифицированного персонала.

Примечание 4 - В Испании в установках жилого фонда и для применения на 16 А национальные нормы предписывают применение штепсельных розеток со шторками.


Кроме того, не должно быть возможности установить контакт между токоведущей частью вилки или ввода транспортного средства и токоведущей частью штепсельной розетки или переносной розетки транспортного средства, пока эти токоведущие части доступны.

Примечание 5 - Контакты электрической блокировки и контакт нейтрали штепсельной розетки и переносной розетки транспортного средства считают токоведущими частями. Контакты сигнализации, заземления данных и контакты заземления не считают токоведущими частями.


Настоящий раздел не распространяется на контакты и проводники для цепей сигнализации, информационные, коммуникации и управления.

Соответствие проверяют осмотром и при необходимости испытанием образца, подсоединенного как для нормальной эксплуатации.

Стандартный испытательный палец по рисунку 2 прикладывают в любом возможном положении, наличие контакта с соответствующей частью определяют электрическим индикатором на напряжение не менее 40 В.

10.2 Для устройств, снабженных шторками, шторки должны иметь такую конструкцию, чтобы токоведущие части не были доступны без введенной в зацепление вилки, проверяют с помощью калибров по рисункам 15 и 16.

Калибры прикладывают к входным отверстиям, соответствующим токоведущим контактам, не касаясь самих токоведущих частей.

Определенная степень защиты должна обеспечиваться конструкцией так, чтобы токоведущие контакты автоматически закрывались при извлечении ответной части.

Устройства для достижения этого должны быть такими, чтобы их нельзя было привести в действие ничем иным, кроме как ответной частью, и чтобы они не зависели от деталей, которые могут потеряться.

Для обнаружения контакта с соответствующей частью используют электрический индикатор на напряжение от 40 до 50 В включительно.

Соответствие проверяют осмотром, а для штепсельных розеток с полностью извлеченной вилкой - с помощью вышеназванных калибров, прикладываемых в следующем порядке:

Калибр по рисунку 14 прикладывают к входным отверстиям соответствующих токоведущих контактов с усилием 20 Н.

Калибр прикладывают к шторкам в наиболее неблагоприятном положении, последовательно в трех направлениях к одному и тому же месту приблизительно по 5 с в каждом направлении.

При каждом прикладывании калибр не должен вращаться, а должен прикладываться с соблюдением усилия в 20 Н. При переводе калибра из одного направления в другое усилие не прикладывают, но калибр не вытаскивают.

Затем прикладывают стальной калибр по рисунку 15 с усилием 1 Н в трех направлениях приблизительно по 5 с в каждом направлении независимыми движениями каждый раз с извлечением калибра.

Для штепсельных розеток и вводов транспортного средства в оболочках или корпусах из термопластичного материала испытание проводят при температуре окружающей среды (35±2) °С, эту же температуру должны иметь штепсельная розетка и калибр.

Это испытание повторяют после испытаний по разделу 23.

10.3 Устройства должны иметь такую конструкцию, чтобы:

a) при вводе вилки или переносной розетки транспортного средства:

1) соединение с землей было установлено до того, как будут установлены соединения с фазами и нейтралью, при наличии;

2) соединение с электрической блокировкой было установлено после установления соединений с фазами и нейтралью;

3) контакт приближения или контакт выключателя соединения, при наличии, был установлен после контакта заземления и до или одновременно с соединением электрической блокировки;

b) при извлечении вилки или переносной розетки транспортного средства:

1) соединения фаз и нетрали, при наличии, разрывалось до разрыва соединения с землей;