Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 27.605-2013 Надежность в технике (ССНТ). Ремонтопригодность оборудования. Диагностическая проверка

     4 Описание понятий контролируемости и технического диагностирования

4.1 Общие положения

Повышению эффективности и экономичности эксплуатации, ТО и ремонта изделий способствует учет требований по их контролируемости в процессе разработки и на остальных этапах их жизненного цикла. В результате в общую концепцию ТО и ремонта изделий может быть включено как составная часть методы технического диагностирования. Внедрение контролируемости и технического диагностирования должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла изделий.

Стоимость жизненного цикла становится постоянно растущим по своей значимости аспектом оценки качества любых разрабатываемых изделий. Помимо непосредственной стоимости приобретения изделий многие потребители требуют от поставщиков контроля будущих затрат на повседневную эксплуатацию, ТО и ремонт и логистическую поддержку приобретаемых изделий. Указанные затраты преимущественно зависят от характеристик безотказности, ремонтопригодности и системы ТО и ремонт изделий. В связи с этим внедрение методов технического диагностирования вносит заметный вклад в сокращение определенных составляющих стоимости жизненного цикла изделий. Соответственно при установлении требований в отношении технического диагностирования следует принимать в расчет результаты анализа и оптимизации стоимости жизненного цикла.

Настоящий стандарт распространяется на все этапы и стадии жизненного цикла изделий, начиная с определения технических требований и включая стадии разработки, изготовления, монтажа, эксплуатации, ТО и ремонта и реализуется следующим образом (рисунок 1):

а) стадия разработки. Начиная с выработки общей концепции изделия и заканчивая его реализацией, требования к нему должны быть адаптированы к потребностям, вытекающим из области его назначения. Этот процесс должен проходить в несколько последовательных этапов;

б) стадия изготовления и ввода в эксплуатацию. На этой стадии может потребоваться проверка разработанных методов диагностирования на реальных образцах изделий и оценка их эффективности. На этой же стадии могут быть разработана соответствующая документация и проведено обучение операторов и обслуживающего персонала;

в) стадия эксплуатации, ТО и ремонта. На этой стадии могут проводиться доработки диагностического оборудования в связи с его устареванием. Продолжаются проверки функционирования изделия, а доработки и замены оборудования должны проводиться с учетом непрекращающейся потребности в его диагностировании. В последнем случае доработки конструкции могут выполняться в рамках новой стадии разработки.

Потребность в изделиях

Ремонтопригодность

Поддержка ТО и ремонта

Концепция ТО и ремонта.

Условия окружающей среды.

Условия применения.

Конфигурация.

Менеджмент.

Диагностическое оборудование

Управление материально-техническим обеспечением.

Транспортирование и хранение.

Инфраструктура.

Квалификация персонала.

Обучение персонала.

Документация

Предварительные:

- анализ вариантов;

- исследования;

- анализ технологий

Влияние окружающей среды на эксплуатацию изделий

Разработка технических требований по контролируемости

Стадия разработки

Стадия изготовления и ввода в эксплуатацию

Стадия эксплуатации, ТО и ремонта

Оценка контролируемости - FR, FL.

Процесс разработки: TS - ТУ на диагностирование;

СЕ - конкурентная разработка;

М1 - проверка выполнения требований;

М2 - аналитическая проверка;

М3 - экспериментальная проверка

Подтверждение.

Документация.

Стадия ввода в эксплуатацию

Система.

Составные части, заменяемые на месте (LRU).

Стандартные заменяемые части (SRU).

Документация для поддержки ТО и ремонта.

Стадия ТО и ремонта

     
Рисунок 1 - Контролируемость и техническое диагностирование на протяжении жизненного цикла



Применение настоящего стандарта предполагает, что выполнено предварительное условие, касающееся выработки необходимой информации об изделии, которая проверяется и обновляется на протяжении всего его жизненного цикла.

Техническое диагностирование может включать в себя:

- проверки функционирования в целях проверки сохранения изделием способности исполнять назначенные функции;

- мониторинг технического состояния изделия в целях отслеживания процесса деградации технического состояния его составляющих со временем.

Мониторинг технического состояния тесно связан с концепцией технического диагностирования и не должен от нее отделяться. Вместе с тем настоящий стандарт не претендует на полный учет всех аспектов указанного мониторинга.

На рисунке 1 показаны контролируемость и техническое диагностирование на протяжении жизненного цикла изделия.

4.2 Задачи обеспечения контролируемости

Обеспечение контролируемости в процессе разработки изделий проводят в тесной увязке с обеспечением их ремонтопригодности, готовности и безопасности. Главная цель обеспечения контролируемости состоит в получении ответов на следующие вопросы в отношении отдельных функций изделия:

а) могут ли все функциональные отказы быть обнаружены средствами технического диагностирования? Проблема состоит в том, что некоторые важные функции не могут быть проверены полностью в связи с ограничениями, связанными с безопасностью, или из-за того, что соответствующие испытания являются разрушающими (как, например, натурная проверка ограничителя скорости вращения ротора турбины);

б) насколько целесообразна та или иная проверка? Целесообразность определяется уровнем критичности отдельных функциональных отказов, стоимостью соответствующих испытаний, включающей в себя стоимость испытательного оборудования и его обслуживания, затраты на проведение испытаний. Эти соображения, наряду с наличием альтернативных и более дешевых методов проверок, могут привести к признанию соответствующих испытаний экономически неоправданными.

Примечание - В случаях а) и б) могут быть применены альтернативные способы проверки сохранения изделием способности выполнять назначенные функции на протяжении жизненного цикла. В совокупности ответы на первые два вопроса определяют полноту диагностирования. Низкий уровень полноты диагностирования может указывать на то, что система не может быть проверена полностью, чтобы подтвердить ее эксплуатационные характеристики, но также и на то, что достигнутые уровни ее ремонтопригодности и качества обслуживания делают подобные испытания излишними;

в) на какой стадии жизненного цикла должно быть испытано изделие? Возможность проведения испытаний должна быть рассмотрена применительно ко всем стадиям жизненного цикла. При этом может оказаться, что возможна проверка функционирования отдельных составных частей, но нецелесообразна на уровне системы в целом. Высказанное положение проще всего пояснить на конкретном примере. Возьмем, к примеру, стиральную машину и рассмотрим такую ее функцию, как слив воды после стирки. С точки зрения пользователя было бы полезно провести предпродажные испытания машины в целях подтверждения ее способности выполнять данную функцию (подобные испытания после начала эксплуатации машины с его точки зрения принесут мало пользы). Конструктивная реализация этой функции может не потребовать создания специального испытательного оборудования для ее проверки по следующим соображениям:

1) срок службы насоса и прочего оборудования для слива воды намного превышает срок службы самой машины, определяемый отказами и стоимостью замен других ее составных частей;

2) в состав ТО несложно включить задачу устранения засоров, препятствующих сливу воды;

3) составные части, выполняющие данную функцию, могут быть полностью испытаны в процессе их изготовления, а также в составе машины в целом во время ее приемочных испытаний перед отгрузкой покупателям;

4) неверный выбор стадии жизненного цикла для проведения соответствующих испытаний может отрицательно повлиять на его стоимость;

г) какова должна быть глубина проверки при диагностировании? Глубина проверок является важным критерием и, как в предыдущем примере, тесным образом связана с общей концепцией ТО и ремонта. Глубина проверок определяет уровень, на котором выявляют неисправные составные части изделия. Например, диагностирование системы в целом может выявить блок, требующий замены, но также может обеспечить выявление составной части внутри этого блока, которую следует заменить, причем такая замена незначительна или вообще не повлияет на стоимость ремонта. При этом могут снизиться затраты на проверочное оборудование, требующееся для проверок на уровне блоков в целях выявления и замены их неисправных элементов.