Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55632-2013 Внутренний водный транспорт. Судовые эксплуатационные документы. Формуляры (Издание с Поправкой)

     5.2. Формуляр маневренных характеристик

5.2.1 Формуляр маневренных характеристик содержит исчерпывающие сведения о маневренных качествах судна и другие соответствующие данные.

5.2.2 Формуляр маневренных характеристик судна является специальным формуляром, разрабатываемым проектантом судна и корректируемым судостроительной организацией и эксплуатантом по результатам ходовых испытаний.

5.2.3 Формуляр маневренных характеристик должен содержать подробную информацию о маневренных характеристиках судна.

5.2.4 На основании формуляра маневренных характеристик разрабатывается таблица маневренных характеристик, которая должна постоянно находиться в рулевой рубке и быть таких размеров, чтобы ею было удобно пользоваться.

5.2.5 Маневренные характеристики судна могут отличаться от приведенных в таблице в зависимости от внешних условий, состояния корпуса и загрузки судна.

5.2.6 В таблицу маневренных характеристик для рулевой рубки должны быть включены следующие данные:

1) название судна, позывные, валовая и чистая вместимость, водоизмещение, дедвейт, коэффициент общей полноты при осадке в полном грузу по летнюю грузовую марку;

2) осадки, при которых была получена информация о маневренных элементах;

3) характеристики рулевого устройства;

4) характеристики якорной цепи;

5) характеристики энергетической установки;

6) влияние подруливающего устройства в условиях испытания;

7) увеличение осадки (в грузу) из-за проседания и влияния крена;

8) циркуляция при максимальном угле перекладки руля (в грузу и в балласте);

9) тормозные характеристики и маневры в аварийной ситуации (в грузу и в балласте);

10) маневрирование при спасании человека за бортом; последовательность действий и рекомендованная циркуляция;

11) мертвые зоны;

12) теневые секторы;

13) высота судна (в грузу и в балласте).

5.2.7 Инерционные характеристики представляют в виде линейных графиков, построенных в постоянном масштабе расстояний и имеющих шкалу значений времени и скорости. Тормозной путь с передних ходов на "Стоп" ограничивают моментом потери управляемости судна или конечной скоростью, равной 20% исходной. На графиках показывают стрелкой наиболее вероятную сторону отклонения судна от начального пути в процессе снижения скорости.

5.2.8 Информация о поворотливости приводится в виде графика и таблицы. График циркуляции отражает положение судна через 30° на траекторию вправо и влево с положением руля "на борт" и "на полборта". Аналогичная информация представляется в табличной форме, но через каждые 10° изменения начального курса в диапазоне 0°-90°, на каждые 30° - в диапазоне 90°-180°, на каждые 90° - в диапазоне 180°-360°. В нижней части таблицы помещают данные о наибольшем диаметре циркуляции.

5.2.9 Элементы ходкости отражают в виде графической зависимости скорости судна от частоты вращения гребного винта и дополняют таблицей, где для каждого значения постоянной скорости указана частота вращения гребного винта.

5.2.10 Увеличение осадки судна учитывается при крене и проседании, когда судно движется на ограниченной глубине с определенной скоростью.

5.2.11 Элементы маневра для спасения человека, упавшего за борт, выполняют приемом координат на правый или левый борт. В информации указывают следующие данные для выполнения правильного маневра: угол отворота от начального курса; оперативное время перекладки руля на противоположный борт, выхода на контркурс и в точку начала маневра; действия судоводителя на каждом этапе.