4.1.1 Рулевое устройство должно:
а) систематически, не реже одного раза в неделю, осматриваться в целях проверки исправности всех его деталей и узлов. При осмотрах рулевого устройства и технических уходах за ним прежде всего проверяется качество смазки всех трущихся частей или жидкости в гидравлической системе и исправность деталей крепления;
б) осматриваться и проверяться в действии перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или в шлюзованную систему;
в) подлежать внеочередному осмотру в случае касания судном грунта или удара рулем (насадкой).
В случае если приводы рулевого устройства являются электрическими, к цепи питания приводов рулевых устройств не должно подключаться никакое другое из используемых на судне технических средств.
4.6.2 Выпускать судно в эксплуатацию при неисправном рулевом устройстве (за исключением судов, эксплуатация которых предусмотрена без рулевого устройства) запрещается в случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, в том числе, если:
а) время перехода с основного управления рулем на запасное превышает 30 с;
б) число разорванных проволок в штуртросе из стального каната превышает нормированное;
в) неисправен аксиометр или погрешность его показаний превышает нормированное значение;
г) слабина каната и цепи штуртроса вызывает самопроизвольное спадание каната и цепи с блоков или заклинивание штуртроса между блоками, звездочками и обоймой;
д) не обеспечена исправность электрических рулевых устройств, в том числе электроцепей контроля положения пера руля;
е) обнаружена утечка рабочей жидкости гидравлических рулевых устройств;
ж) не обеспечено нормальное движение любого элемента рулевого устройства, не закреплен кожух рулевой машины, стоящей в рулевой рубке;
и) не включается немедленно автоматически аварийный электрический привод при неисправности основного привода электрического рулевого устройства (при подаче электроэнергии на рулевое устройство от буферных аккумуляторных батарей);
к) при перекладке руля на предельный угол на один борт привод не отключается или не обеспечивается перекладка руля на другой борт;
л) неисправны подруливающие устройства на судне.
4.6.3 Якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть всегда готово к действию и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу/подъем якорей, а также надежную стоянку судна на них.
Систематически, не реже одного раза в неделю, якорное устройство должно осматриваться на предмет технического состояния всех его деталей и узлов. При осмотрах якорного устройства и технических уходах за ним необходимо особенно тщательно проверять:
- наличие смазки на трущихся частях брашпилей и шпилей;
- надежность крепления якорей тормозом и стопорами, надежность соединения коренных концов якорных цепей с устройствами для их отдачи;
- исправность устройства для закрепления и отдачи коренного конца якорной цепи;
- состояние штырей соединительных звеньев якорной цепи.
4.6.4 Укладка якорной цепи в цепном ящике должна производиться без применения ручного труда. В цепной ящик должен быть предусмотрен доступ. К трубам якорных клюзов должна подводиться вода для промывки якорной цепи под давлением. Краны подачи воды следует размещать вблизи клюзов. Во избежание замерзания воды в холодное время года должна быть предусмотрена возможность полного осушения трубопроводов после окончания промывки клюзов.
4.6.5 Запрещается выпускать судно в эксплуатацию при несоответствии якорного снабжения установленным нормам или неисправности якорного устройства, если:
а) якорные цепи не помещаются в цепных ящиках (размеры последних не соответствуют длине укладываемой цепи), концы цепей ненадежно прикреплены к набору корпуса;
б) уменьшение диаметра цепей вследствие их износа превышает 20%, а у судов смешанного плавания - 10%;
в) обнаружены звенья с выпавшими контрфорсами (распорками);
г) звенья, скобы и стопоры цепей, тормоза якорной машины имеют трещины или повреждения;