4.1 Важнейшей задачей Росгидромета является прогнозирование и обнаружение ОЯ, предупреждение органов государственной власти, органов управления РСЧС, Вооруженных Сил Российской Федерации, отраслей экономики и населения об этих явлениях с целью предотвращения гибели людей и снижения экономического ущерба.
Решение этой задачи возложено:
- на наблюдательные подразделения (НП) - в части обнаружения ОЯ и оповещения о них;
- на оперативно-прогностические подразделения (ОПП) - в части прогнозирования ОЯ, подготовки и выпуска штормовых предупреждений и штормовых оповещений.
4.2 На основании настоящего руководящего документа территориальные органы разрабатывают для подведомственных организаций наблюдательной сети (ОНС) по своей зоне ответственности проект "Положения о порядке действий ОНС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ". В нем должны содержаться:
- перечень и критерии ОЯ по обслуживаемой территории;
- перечень и последовательность действий ОНС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ;
- порядок выпуска штормовых предупреждений и штормовых оповещений об ОЯ.
4.3 На основании Положения, разработанного территориальным органом, подведомственные им центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ЦГМС-Р), центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями специализированного центра Всемирной службы погоды (ЦГМС-РСМЦ) и центры (областные, республиканские, краевые, окружные) по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) разрабатывают проекты "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и возникновении ОЯ".
ГУ УГМС, ФГУ "Калининградский ЦГМС, НИУ, участвующие в оперативном обеспечении потребителей, а также АНО "Московское ГМБ" разрабатывают проекты "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и/или возникновении ОЯ" на основании настоящего руководящего документа.
4.4 В проекте "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и возникновении ОЯ" должны быть отражены:
- зона ответственности применительно к существующему административно-территориальному делению;
- время ответственности в течение суток (если данное ОНС работает не в круглосуточном режиме) и организация, заменяющая ОНС, в остальное время суток;
- установленные перечень и критерии ОЯ;
- порядок действий дежурного прогнозиста при угрозе возникновения и возникновении ОЯ;
- порядок действий дежурного прогнозиста при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ (АСВР).
4.5 Разработанные территориальными органами, ОНС, НИУ и АНО "Московское ГМБ" проекты положений и инструкций утверждаются руководителями указанных учреждений и организаций и вводятся в действие их приказами.
Копии указанных документов направляются в Росгидромет и Гидрометцентр России.
Изменения и дополнения в Инструкции вносятся письменными указаниями руководителей территориальных органов, начальников ОНС, директоров НИУ, генерального директора АНО "Московское ГМБ". Обо всех изменениях и дополнениях извещаются Росгидромет и Гидрометцентр России.
4.6 К Инструкциям, разработанным ОНС, НИУ и АНО "Московское ГМБ", прилагаются "Схемы штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", в которых указывается очередность доведения, каналы и средства связи, используемые при доведении информации до потребителей.
"Схемы штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ" должны быть согласованы с администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации (или обслуживаемыми муниципальными образованиями) и утверждены руководителями указанных учреждений и организаций.
ЦГМС-Р, ЦГМС-РСМЦ, ЦГМС и НИУ представляют Инструкцию вместе со "Схемой штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ" и все последующие изменения к ней в соответствующий территориальный орган.
4.7 В НП, привлекаемых к выполнению наблюдений за ОЯ и передаче информации о них, должна быть разработана и утверждена начальником данного НП "Инструкция действия персонала при возникновении ОЯ и при получении штормового предупреждения об ОЯ от вышестоящей организации". Инструкция должна содержать:
- перечень и критерии ОЯ, установленные территориальным органом (ГУ УГМС или ФГУ "Калининградский ЦГМС");
- порядок действия персонала при получении от вышестоящей организации штормового предупреждения;
- порядок производства наблюдений за ОЯ;
- "Схема передачи штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", в которой указывается очередность доведения информации до потребителей, каналов и средств связи, используемых для ее передачи.