Статус документа
Статус документа

ГОСТ EN 620-2012 Оборудование и системы для непрерывной погрузки. Конвейеры ленточные стационарные для сыпучих материалов. Требования безопасности и электромагнитной совместимости


Приложение А
(обязательное)

Опасность возникновения пожара или взрыва


Если оборудование предназначено для транспортирования сыпучих материалов (порошков) с возможным риском возникновения пожара или взрыва, оно должно быть сконструировано таким образом, чтобы уменьшить эту вероятность в соответствии с требованиями EN 1127-1:1997.

Многие сыпучие органические материалы, как натуральные, так и синтетические, могут быть причиной взрывов. Некоторые металлы и неорганические материалы также взрывоопасны. Порошкообразные материалы могут стать причиной возникновения риска взрыва только в том случае, если в них в значительном количестве содержится порошок, размер частиц которого не превышает 200 мкм. Если есть вероятность, что порошок во время транспортирования взорвется, предварительно должны быть проведены испытания. Методы испытаний указаны в ISO 6184-1:1985.

Примечания

1 Требования к оборудованию, эксплуатируемому во взрывоопасных атмосферах, рассматриваются CEN/TC 305.

2 При выполнении анализа опасностей и оценки риска для опасности возникновения пожара или взрыва в механической системе конвейера при расчете важно учитывать процессы до возникновения пожара или взрыва и после них.

3 Следует приводить ссылки на специальные стандарты, например FEM/VDI 3673.


Если концентрация такого порошка вызывает риск возникновения взрыва, применяют предупреждающие меры для удаления порошка от источника образования, особенно в разгрузочных пунктах и бункерах. При необходимости должны быть установлены взрывные клапаны, особенно в полностью закрытом оборудовании.

Риск возникновения пожара или взрыва должен быть уменьшен посредством, например:

- расположения источников возникновения пожара вне зон запыления, например, подшипников, элементов с механическим трением или ударных нагрузок;

- использования соответствующего электрического оборудования в опасных зонах (зоны 20, 21 и 22 в соответствии с IEC 61241-1-1:1999 и EN 1127-1:1997);

- мер защиты против статического электричества (см. 5.2.2);

- использования датчиков скорости ленты и устройств обнаружения вращения вала, если существует риск возникновения искр в результате отказа механических узлов (см. 5.7.2.11);

- использования индикаторов, детекторов и (или) датчиков перегрузки, если существует риск заедания и блокирования (см. 5.7.2.11).

Последствия возникновения пожара или взрыва должны быть уменьшены посредством использования взрывных клапанов, взрывоподавляющих систем, разработки прочного и ударопрочного оборудования, особенно в полностью закрытом оборудовании.

Всегда должно быть предусмотрено не менее двух выходов с любого рабочего поста или прохода. Выходы должны быть такими, чтобы не могла возникнуть возможность запирания персонала по причине возникновения пожара, взрыва и т.д.

Если установлены взрывные клапаны, то они должны быть расположены на концах закрытого оборудования или в других местах, где поток материала ограничен. Для конвейеров длиной более 10 м могут устанавливаться дополнительные взрывные клапаны.

Примечание 4 - Рекомендации, касающиеся расстояния между взрывными клапанами и связанными с ними элементами, указаны в FEM/VDI 3673.


Взрывные клапаны должны быть оснащены блокировочными устройствами в соответствии с требованиями EN 1088:1995 (пункт 4.1.1); при открытии клапанов система конвейера и другое связанное с ним оборудование должны останавливаться автоматически.

Дверцы, предохранительные клапаны, противовзрывные панели или другие защитные устройства должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы при взрыве материалы и устройства конвейера не были выброшены в рабочую зону или зону движения.

Система должна быть сконструирована таким образом, чтобы выдерживала без повреждения максимальное давление, которое может возникнуть в процессе эксплуатации (включая давление, необходимое для приведения в действие противовзрывного оборудования).

Примечания

5 Конструирование требует знания прочности оборудования под давлением.

6 Особое внимание необходимо уделять транспортированию абразивного материала.

7 Расчет снижения давления указан в FEM/VDI 2263.