5.1 Цели проведения RCM-анализа
Первый этап планирования RCM-анализа заключается в определении потребностей и масштабов исследований, нацеленных, как минимум, на решение следующих задач:
а) установление оптимального состава работ по ТО изделия;
б) выявление возможных конструктивных доработок изделия;
в) выявление ненужных, неэффективных работ по ТО;
г) выявление возможных резервов для повышения надежности изделия.
Процесс оценки необходимости RCM-анализа должен быть постоянной обязанностью менеджмента в рамках действующей в организации программы непрерывного совершенствования системы ТО.
Расширенный анализ всех доступных данных в рамках существующей в организации системы управления ТО должен выявлять целевые системы, для которых действующая система управления отказами оказалась неэффективной или сомнительной. Выявлению потенциально возможных изделий изменений собирают следующие данные:
1) изменения условий эксплуатации;
2) недостаточные уровни готовности и/или безотказности;
3) инциденты, связанные с нарушениями безопасности;
4) неприемлемо высокие трудозатраты на профилактическое и/или корректирующее ТО;
5) невыполненные работы по ТО;
6) излишние затраты на ТО;
7) неприемлемо высокое соотношение объемов корректирующего и предупредительного ТО или ремонта;
8) появление новых методов ТО;
9) технологические изменения в разработке и производстве изделий.
Полное доверие к собранным данным в рамках системы управления ТО может приводить к ошибочным выводам. Эти данные должны подкрепляться сведениями, сообщаемыми обслуживающим персоналом, или системными проверками, направленными на выявление любых данных, отсутствующих в собранной информации. Процесс планирования RCM-анализа должен обязательно включать в себя проверки полноты и точности доступной информации.
Существуют также иные преимущества, которые дает включение представителей обслуживающего персонала в команду, проводящую RCM-анализ. Они хорошо знают изделие, условия его эксплуатации, процедуры ТО, виды и закономерности возникновения отказов.
5.2 Обоснование и приоритизация
RCM-анализ как составная часть общей политики в области ТО должен применяться только при наличии убежденности в его экономической эффективности или в тех случаях, когда прямые коммерческие выгоды отступают на задний план под влиянием других, критически важных требований, таких как безопасность изделия или охрана окружающей среды. Действие указанных факторов должно учитываться на протяжении всего срока службы изделий.
Подвергаемыми в обязательном порядке анализу считают отдельные системы, влияющие согласно проведенным оценкам на общие цели предприятия. Выбор этих систем и определение очередности решения относящихся к ним задач осуществляют с учетом широкого ряда критериев, таких как:
а) эффективность ТО;
б) повышение надежности;
в) изменения конструкции и условий эксплуатации.
Приоритетность систем определяется распределением приоритетов деловых целей предприятия.
Методы, применяемые для отбора и приоритизации систем, подразделяют на:
1) качественные, основанные на прошлом опыте и коллективных экспертных инженерных оценках;
2) количественные, основанные на использовании таких количественных критериев, как рейтинг критичности, параметры безопасности, вероятности и интенсивности отказов, стоимость жизненного цикла и т.д., используемых для оценки влияния старения и отказов систем на безопасность, производительность и стоимость оборудования. Применению количественных методов способствует наличие подходящих моделей и источников исходных данных;