Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 27.606-2013 Надежность в технике (ССНТ). Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность

     4 Основные положения

4.1 Общие положения

Процесс RCM полностью описан в настоящем стандарте, содержащем информацию по всем перечисленным ниже его составляющим, а именно:

а) инициирование и планирование RCM;

б) анализ функциональных отказов;

в) выбор задач ТО;

г) внедрение надежностно-ориентированной системы ТО;

д) ее непрерывное совершенствование.

На рисунке 1 показан полный процесс RCM с подразделением его на этапы. Как следует из представленной на рисунке блок-схемы, RCM представляет собой комплексную программу, включающую в себя не только процесс анализа, но и предварительные и последующие действия, необходимые для обеспечения требуемых результатов RCM. Процесс RCM может быть применен для систем всех видов. В приложении В приведено руководство по интерпретации этого процесса для структур, механизмы отказов которых и соответствующие задачи ТО определены более четко.


Рисунок 1 - Обзор процесса RCM*

_______________

* Рисунок соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


4.2 Цели

Целями эффективной программы предупредительных ТО как составной части общей политики ТО являются:

а) поддержание функционирования изделия с требуемыми показателями надежности в заданных условиях эксплуатации;

б) получение информации, необходимой для совершенствования конструкции изделия или введения дополнительного резервирования тех его составных частей, выявленный уровень безотказности которых оказался недостаточным;

в) достижение указанных целей при минимальной суммарной стоимости жизненного цикла, включающей в себя затраты на ТО и ущерб от остаточных неисправностей;

г) получение информации, необходимой для пересмотра и совершенствования текущей программы ТО по сравнению с первоначально установленной посредством оценки эффективности достижения ранее установленных задач ТО. Важную роль в доработках программы играет мониторинг технического состояния критичных с точки зрения безопасности или дорогостоящих составных частей.

Из перечисленных выше целей следует, что программа ТО сама по себе не способна исправить конструктивные недостатки или повысить уровень безотказности оборудования и систем. Если выявлено, что первоначально заложенный в конструкцию изделия уровень безотказности оказался недостаточным, то для достижения заданной его эффективности могут потребоваться конструктивные доработки или изменения методов его эксплуатации, например реализация программы обучения персонала.

RCM повышает эффективность ТО и предусматривает механизм управления им с высокими уровнями контроля и квалификации. К числу потенциальных выгод применения RCM относятся:

1) возможность повышения надежности системы за счет применения более инициализированных операций ТО;

2) возможность снижения общих затрат на ТО посредством более эффективного их планирования;

3) выпуск полностью документированной аудиторской отчетности;

4) возможность внедрения в будущем с относительно малыми усилиями процесса анализа и ревизии политики управления отказами;

5) менеджеры, руководящие системой ТО, получают инструмент управления, обеспечивающий должный контроль и управление ею;

6) персонал обслуживающих организаций лучше понимает стоящие перед ним цели, задачи и причины, по которым он обязан выполнять те или иные требуемые работы по ТО.

Программа ТО представляет собой полный перечень работ по ТО для системы, составленный применительно к заданным условиям ее эксплуатации, ТО и ремонта, включая те, необходимость выполнения которых вытекает из RCM. Программа ТО обычно состоит из начального и текущего, корректирующего перечней работ. На рисунке 2 показаны основные факторы, которые должны учитываться на стадии разработки до начала эксплуатации системы, а также те факторы, которые следует учитывать для доработки программы ТО на основе опыта эксплуатации и обслуживания системы.