Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55354-2012 Форматы описания и нормирования требований. Система информации о показателях и требованиях к менеджменту рисков

     5 Риск-менеджмент в системе технического регулирования


Ниже приведен краткий анализ существующих основ риск-менеджмента в регулировании и бизнесе на примере известных моделей регулирования, принятых в рамках авторитетных международных и региональных организаций.

Документ ОЭСР "Рекомендация совета по регулирующей политике и управлению"* поясняет, что оценка риска, риск-менеджмент и коммуникация риска являются частью цикла ответного регулирования. Рекомендация OECD также поощряет правительства более эффективно использовать регулирование, чтобы достигнуть лучше социальных, экологических и экономических результатов.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный Совет по Управлению Риском (IRGC) вводит структуру управления риском и описывает ее главные фазы: предварительная оценка риска, уточнение риска, характеризация риска, оценивание риска и риск-менеджмент, первые четыре из которых подобны фазе оценки риска.

Много законодательных актов основывается на этих принципах. Среди них Новая Законодательная основа (NLF) Европейского союза превращает некоторые из шагов процесса риск-менеджмента в рамках регулирующей системы в обязательные требования, например, требуя, чтобы органы надзора за рынком проводили идентификацию риска с целью определить, какая продукция представляет риск, оценивали эти риски, и в сотрудничестве с экономическими операторами дали бы ответы на поставленные вопросы. Также, если импортер, дистрибьютор или производитель решают, что данная продукция представляет риск, они обязаны поставить в известность органы надзора.

Фактически техническое регулирование представляет из себя процесс разделения риска между различными субъектами рыночных отношений - государство, производители, потребители, общественные организации и другие участники. Технические регламенты и стандарты призваны снизить риск до приемлемого уровня. Но, тем не менее, риск всегда остается - существуют непредсказуемые риски, остаточные риски и риски, которые добровольно берут на себя участники рынка.

В контексте соглашений Всемирной торговой организации (ВТО) по санитарным и фитосанитарным мерам (СФМ) и техническим барьерам в торговле (ТВТ), чтобы свободно торговать, необходимо, чтобы меры, предпринимаемые странами, были не более ограничительными для торговли, чем это реально необходимо. В соответствии с соглашением СФМ, каждое торговое ограничение должно быть основано на научном доказательстве риска для жизни или здоровья людей, животных или производственных предприятий. В соответствии с соглашением ТВТ, меры могут быть оправданы на основе "законных правительственных целей". Кроме того, в соответствии с соглашением СФМ, все меры должны быть основаны на положениях документов кодекса Alimentarius, а также на стандартах, разработанных в рамках Международного соглашении по защиты растений (IPPC) или Всемирной организация здоровья животных (OIE). В случае отклонения от этих международных стандартов требуется соответствующая оценка степени риска. В соответствии с соглашением ТВТ, связь между научным доказательством, международными стандартами, оценкой риска и применяемыми мерами является достаточно свободно.

Европейское законодательство в областях безопасности для многих продуктов и окружающей среды требует, чтобы регулирующие заинтересованные лица выполняли функции по риск-менеджменту. Например, безопасность пищевых продуктов в рамках системы регулирования Европейского союза, основанная на регламенте 178/2002, обеспечивает очень всестороннее описание функций риск-менеджмента, поскольку они должны выполняться в рамках системы. Это также служит основанием для гармонизации национальных законодательств государств-членов.

Существуют различные механизмы, которые призваны обеспечить разделение бизнес-процессов на ряд последовательных подпроцессов (модулей), приводя в свою очередь к разделению оценки риска на ряд последовательных стадий. Одними из таких механизмов являются "прослеживаемость", анализ критических точек ХАССП, менеджмент активов и целый ряд других.

Требования прослеживаемости в законодательстве - ключевой принцип сложных регулирующих систем. Регулирование безопасности пищевых продуктов Европейского союза, например, содержит положения и вводит механизмы, требующие достигнуть прозрачности в цепи пищевой продукции и продовольствия. Аналогично, в Соединенных Штатах, закон о Совершенствовании безопасности пищевых продуктов 2010 также улучшил прослеживаемость пищевой продукции на рынке. В секторе регистрация химических веществ ЕС директива REACH (которая имеет дело с регистрацией, оцениванием, разрешением и ограничением для химических веществ) является примером инструмента достижения прослеживаемости и прозрачности.

Прослеживаемость - сама по себе является инструментом снижения риска. В пределах предприятия это гарантирует согласованный уровень качества в поставках и является предпосылкой получения высококачественного конечного продукта. Это также помогает минимизировать потери от инцидентов. Например, если поставка конечного продукта находится под угрозой или не отвечает требованиям к уровню качества, организация должна быть в состоянии получить полную информацию, какие компоненты использовались и откуда они получены, чтобы отозвать только ту продукцию, компоненты которой оказались дефектными.

В более общем случае, в пределах регулирующих систем, прослеживаемость помогает:

1) защитить потребителей, минимизируя риски, связанные с распространением опасных продуктов на рынке;

2) в случае необходимости отозвать продукцию с рынка;

3) достигнуть прослеживаемости в пределах регулирующих систем, что требует:

- прослеживаемости производственных бизнес-процессов;

- применения инструментов прослеживаемости регуляторами.

Риски должны быть идентифицированы для каждого актива организации, начиная с самых критических или, другими словами, наиболее важных.

При этом следует иметь в виду следующее:

1) Не только регламенты (регулирующие положения), но также и добровольные стандарты помогают фирмам и обществу обращаться с рисками. Организации по разработке стандартов могут обеспечить ключевые входы для идентификации риска;

2) Для органов надзора за рынком, идентификация должным образом рисков, которые могут явиться результатом размещения продуктов на рынке, является предпосылкой разработки своевременных и соответствующих мер и обеспечения безопасности на рынке;

3) Процедуры оценки соответствия действуют как инструменты борьбы с риском путем снижения риска размещения опасных продуктов на рынке. Органы по оценке соответствия могут выявить риски, которые регуляторы, возможно, не в состоянии идентифицировать;

4) Бизнес-операторы могут также сообщить регулятору о рисках, которые, на их взгляд, требуют регулирующего вмешательства.