Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 55354-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований

Система информации о показателях и требованиях к менеджменту рисков

Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for risk management

     

ОКС 01.120; 03.100.01*

______________

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 07.100.30. - Примечание изготовителя базы данных.

     


Дата введения 2014-01-01



Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1723-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


По данным Всемирной торговой организации современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

В настоящее время требования к продукции в разных странах существенно различаются. Несмотря на требования соглашений ТБТ и СФС ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, информация об условиях доступа является порой труднодоступной и плохо понимаемой. Сами требования содержатся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты и добровольные стандарты), перечень и тексты которых, как правило, достаточно трудно определить и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Ниже приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов и стандартов регулирующим органам необходимо:

- оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в ТР;

- определять, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в ТР или стандарты;

- определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям ТР;

- определить наилучшие форматы требований;

- определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

- оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

- повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

- доказывать соответствие своей продукции требованиям ТР;

- использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

- разрабатывать инструкции для пользователей и защитные надписи.

Пользователям при применении продукции требуется:

- использовать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

- получать общие сведения о возможной опасности продукции;

- доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

- выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции и связываемых с аспектами безопасности и качества;

- советовать производителям повышать безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

- выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;

- выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

- выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей ОС;

- помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

- оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими регламентами или применяемыми ими стандартами.

Органам контроля и надзора и регистрирующие органы при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

- оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок;

- соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований ТР;

- оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований ТР;

- разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

- инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

В странах - членах ВТО действуют центры обработки запросов (Inquiry point), но:

- они, как правило, не предоставляют такую информацию частным лицам;

- такая информация имеет очень высокую стоимость;

- большинство служб не владеет сравнительной информацией об условиях доступа на рынки других стран (в чем собственно заключаются различия).

Создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является на современном этапе развития мировой торговли очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру. Целью системы, предлагаемой к реализации в рамках ЕЭК ООН, является объединение всех систем технического регулирования в одно целое и установление соответствия между требованиями и условиями доступа продукции на внутренние рынки стран-участниц, указанными в технических регламентах, стандартах и нормативных документах.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), является особенно важным для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального снижения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности продукции.

Основные цели комплекса стандартов ФОНТ:

- разработка методологии и создание условий для обмена знаниями в соответствующих предметных областях;

- предложение методологии для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

- обеспечение возможности сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

- установление требуемой для такого обмена терминологии;

- определение шаблонов для кодификации знаний в данных предметных областях;

- создание условий для признания эквивалентности требований при проведении оценки соответствия;

- предложение методологии оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях.

Данный комплекс национальных стандартов создает основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям химической продукции.

В отношении требований к менеджменту рисков настоящий стандарт устанавливает наиболее общие обязательные для применения и исполнения требования к менеджменту рисков или связанным с требованиями к менеджменту рисков процессам.

Основные виды существующих требований представлены в таблице 1. Это разделение требований необходимо использовать и для целей менеджмента рисков, поскольку снижение рисков обеспечивается за счет снижения уровней опасностей, исходящих от различных аспектов безопасности и критических событий, которые должны быть воплощены в существующие или разрабатываемые требования к продукции, процессам или услугам.


Таблица 1 - Таблица более общего представления требований для снижения рисков проявления опасностей и опасных событий

Требования к продукции или связанным процессам

Общие требования к классу (виду) продукции или связанных процессов

Частные требования к продукции или связанным процессам

Виды опасных воздействий или критические события

Виды подверженности человека или окружающей среды (влияние дозы и воздействия)

Класс требований А

Класс требований В

Класс требований С

Класс
требований D

Требования к мерам безопасности

Меры, применяемые для повышения безопасности при эксплуатации или использовании продукции

Класс требований М



Поэтому настоящий стандарт совместно со стандартом, описывающим методологию и руководство по разработке и применению стандартов системы ФОНТ может быть использован специалистами как непосредственно для целей менеджмент рисков, так и при разработке технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, и в том числе при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, производителями для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

В каждой стране для определения наиболее оптимальных механизмов обязательного технического регулирования необходимо иметь сравнительную информацию о том, как это работает в других странах.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране существовали источники специальной информации в области технического регулирования и мер (далее - страна-участница), используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

- о требованиях к конкретной продукции в различных странах;

- условиях доступа продукции на рынки стран;

- различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран.

Для этого страны должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения такой информации, используя которые можно было бы обеспечить обмен информацией с целью сравнения требований.

Такая информация об условиях доступа на рынки стран должна быть:

- актуальной;

- доступной в стране на языке страны;

- понимаема;

- прозрачна;

- совместима по структуре и интерфейсу в рамках всех стран-участниц.

Для того чтобы заинтересованные организации стран владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

- имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

- поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;