4.1 Общие положения
4.1.1 Метод определения среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения , Вт/(м·°С) основан на определении теплового потока, передаваемого через единицу площади ограждения под действием теплообмена, вызванного разностью температур воздуха внутри и снаружи помещения.
4.1.2 При определении среднего коэффициента теплопередачи осуществляют:
- определение температур наружного и внутреннего воздуха, °С, после прогрева помещения подвижного состава и установления стабильного температурного режима;
- определение среднего теплового потока , Вт, проходящего через ограждение помещения в период установившегося теплового режима, исходя из расхода тепловой энергии, выделяемой электронагревателями;
- определение площади ограждения , м;
- последующий расчет среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения , Вт/(м·°С) по формуле
. (1)
4.1.3 Средний тепловой поток (тепловая мощность) определяется по электрической мощности, потребляемой электронагревателями (см. 4.4.3).
4.2 Порядок отбора образцов
4.2.1 Объектом испытаний является подвижной состав, для помещений которого определяют теплотехнические характеристики ограждения.
4.2.2 Отбор образцов для испытаний проводят в соответствии с требованиями, установленными в стандартах и технических условиях на конкретные типы подвижного состава с учетом требований ГОСТ Р 15.201, ГОСТ 15.309.
4.2.3 Отбор образцов оформляют документально. Выполнение установленных требований к отбору подтверждается актом отбора образцов. Содержание акта отбора для проведения сертификационных испытаний, должно соответствовать требованиям технических регламентов [2] (статья 6, пункт 32) и [3] (статья 6, пункт 35).
4.2.4 Объект испытаний, включая стыки и другие виды соединений ограждающих конструкций, должен быть выполнен в полном соответствии с техническими условиями, утвержденными рабочими чертежами и технологическим процессом, что подтверждается актом организации-изготовителя о готовности объекта к испытаниям.
4.3 Общие требования, предъявляемые к условиям и проведению испытаний
4.3.1 Общий порядок проведения приемочных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 15.201, сертификационных испытаний по техническим регламентам [2] (статья 6) и [3] (статья 6), периодических по ГОСТ 15.309.
4.3.2 Подвижной состав (объект испытаний) неподвижно устанавливают в закрытом помещении. Влияние солнечных лучей на подвижной состав в период измерений должно быть исключено.
4.3.3 Значения температуры наружного воздуха* (15±5) °С. Температура наружного воздуха за весь период испытаний не должна изменяться более чем на ±2 °С. В установившемся режиме, в течение часа измерений, принимаемых в расчет, температура не должна изменяться более чем на ±0,5 °С. Скорость движения воздуха в этот период не более 3 м/с.
________________
* Температура воздуха за пределами нагреваемого помещения (4.3.5), для ограждений которого определяются теплотехнические характеристики, является наружной температурой.
4.3.4 В процессе испытаний осуществляется нагрев воздуха в помещении подвижного состава. По состоянию внутренней среды помещения процесс нагрева разделяется на два этапа:
- прогрев воздуха до достижения (установления) стабильного температурного режима, включая двухчасовой период подтверждения реализации условия стабильности (подготовительный этап);
- поддержание в помещении подвижного состава стабильного температурного режима (основной этап испытаний по определению среднего коэффициента теплопередачи).
4.3.5 Прогрев помещений (кабина, салон для пассажиров, служебные и бытовые помещения) производят автономными электронагревательными устройствами, которые не должны быть излучающими (или должны иметь экраны инфракрасного излучения). Для обеспечения принудительной конвекции при нагреве воздуха применяют устройства вентиляции. Электронагреватели и вентиляторы или электронагревательные устройства с функцией вентиляции (тепловентиляторы) размещаются таким образом, чтобы поток теплого воздуха не был напрямую направлен на прогрев стенки, а распределение температур по объему помещения было максимально равномерным. Должна поддерживаться постоянная мощность систем нагрева и вентиляции.
4.3.6 Перепад между температурой в помещении (в установившемся режиме) и температурой наружного воздуха (25±5) °С.
4.3.7 Все окна, двери помещения подвижного состава должны быть закрыты, электрооборудование и устройство кондиционирования воздуха выключены. Отверстия для забора воздуха извне и выпуска отводимого воздуха должны быть плотно закрыты (без дополнительной теплоизоляции). Межвагонные проходы без дверей блокируются временной панелью. Панель должна быть теплоизолирована (коэффициент теплопередачи менее 0,5 Вт/(м·°С)), герметизирована и надежно закреплена на подвижном составе.