Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55273-2012 (ISO/IEC/TR 90005:2008) Разработка систем. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в процессах жизненного цикла систем (Переиздание)

     4 Руководящие указания, относящиеся к жизненному циклу систем



Таблица 1

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288

Обоснование/Объяснение

ГОСТ Р ИСО 9001

5 Процессы жизненного цикла системы

5.1 Введение

В данном разделе представлены требования к процессам жизненного цикла системы. В разделе определены цели, результаты, а также деятельность, необходимая для их воплощения. Организация осуществляет процессы жизненного цикла избирательно, чтобы достичь целей и результатов стадий жизненного цикла.

Без комментариев

Процессы жизненного цикла системы подразделяются на четыре группы процессов:

процессы соглашения;

процессы предприятия;

процессы проекта;

технические процессы.

5.2 Процессы соглашения

5.2.1 Введение

В данном подразделе определяются требования к процессам соглашения с организационными подразделениями, являющимися внешними и внутренними по отношению к организации.

Процессы соглашения состоят из:

a) процесса приобретения, используемого организациями для приобретения продукции или получения услуг;

b) процесса поставки, используемого организациями для поставок продукции или оказания услуг.

Без комментариев

Данные процессы определяют действия, необходимые для достижения соглашения между двумя организациями. В результате осуществления процесса приобретения обеспечиваются условия для ведения дел с поставщиком продукции, используемой как действующей системой и службами ее поддержки, так и элементами системы, разрабатываемой в рамках проекта. В результате процесса поставки обеспечиваются условия для управления проектом, результатом которого является продукт или услуга, поставляемые приобретающей стороне.

5.2.2 Процесс приобретения

5.2.2.1 Цель процесса приобретения

Цель процесса приобретения состоит в получении продукта или услуги в соответствии с требованиями приобретающей стороны

Без комментариев

5.2.2.3 Деятельность в процессе приобретения

Приобретающая сторона должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой в организации политикой и процедурами в отношении процесса приобретения:

Без комментариев

а) утверждать план приобретения;

В принципе
применительно к ГОСТ Р ИСО 9001, это требование относится к закупочной деятельности.

Однако разработка плана приобретения может быть признана в качестве элемента планирования качества продукции.

7.1 Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции.

Раз организация решила приобрести что-либо у других сторон, то связанные с этим задачи могут включать в себя оценку и отбор поставщиков.

7.4.1 Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

b) подготавливать заявку на поставку продукта или услуги;

Это требование относится к отбору поставщиков.

7.4.1 Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

Внедрение этого требования имеет в виду идентификацию требований к закупаемой продукции. Это требование, относящееся к закупочной деятельности, может включать в себя критерии одобрения полученной продукции.

7.4.2 Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования:

a) к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;

b) к квалификации персонала;

c) к системе менеджмента качества.

Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.

с) передавать заявку на поставку продукции или услуг определенным поставщикам;

Это требование частично соответствует п.7.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

7.4.1 Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

Это требование частично эквивалентно п.7.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001.

7.4.2 Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования:

a) к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;

b) к квалификации персонала;

c) к системе менеджмента качества.

Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.

d) выбирать поставщика;

С точки зрения ГОСТ Р ИСО 9001 это требование охватывается в п.7.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001 в ходе оценки и отбора поставщиков.

7.4.1 Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

е) заключать соглашение с поставщиком;

Цель этого требования может включать переговоры и обсуждение условий соглашения между организацией и поставщиком.

7.4.1 Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

Обсуждение условий может включать определение информации, относящейся к закупочной деятельности.

7.4.2 Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования:

Исходя из ГОСТ Р ИСО 9001, необходимая информация по закупкам определяется самой организацией. В тех случаях, когда соглашение имеет в виду контракт, это относится к требованию п.7.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001, так как информация, касающаяся закупок, включена в контракт.

a) к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;

b) к квалификации персонала;

c) к системе менеджмента качества.

Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.

f) оценивать выполнение соглашения;

Если это требование относится к процессу, поручаемому для выполнения внешней стороне, то требование п.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001 может рассматриваться в качестве соответствующего требования.

4.1 Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Вид и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в системе менеджмента качества.

Оценка выполнения соглашения может рассматриваться как элемент контроля поставщика со стороны организации.

7.4.1 Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

Одним из аспектов выполнения соглашения может быть осуществление входного контроля.

7.4.3 Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.

g) подтверждать, что поставленный продукт или услуга соответствуют условиям соглашения;

Подтверждение соответствия условиям соглашения может рассматриваться как проведение входного контроля или других действий, описанных в п.7.4.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

7.4.3 Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.

h) осуществлять оплату или обеспечивать другие согласованные расчеты с поставщиком продукта или оказанной услуги.

ГОСТ Р ИСО 9001 не включает в себя финансовые вопросы.

-

5.2.3 Процесс поставки

5.2.3.1 Цель процесса поставки

Цель процесса поставки заключается в обеспечении приобретающей стороны продукцией или услугами, удовлетворяющими согласованным требованиям.

Без комментариев

5.2.3.3 Деятельность в процессе поставки

При реализации процесса поставки поставщик должен осуществлять следующие действия в соответствии с принятыми в организации политикой и процедурами:

Без комментариев

a) определять наличие и подлинность приобретающей стороны, которая нуждается в продукте или услуге или представляет сторону или стороны, имеющие такую потребность;

Требования ГОСТ Р ИСО 9001 не включают в себя действий, связанных с предпродажной деятельностью.

-

b) оценивать заявку на поставку продукта или услуги, чтобы определить ее выполнимость и содержание ответа на нее;

Цель этого требования может пониматься как определение продукта с позиций ГОСТ Р ИСО 9001. Тогда п.7.2.1 и

7.2.1 Организация должна определить:

a) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;

b) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;

c) законодательные и другие обязательные требования, применимые к продукции;

d) любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые.

п.7.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001 могут относиться к этому требованию.

7.2.2 Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:

a) определение требований к продукции;

b) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;

c) способность организации выполнять определенные требования.

Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна подтвердить их у потребителя до принятия к исполнению.

Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.

Примечание - В некоторых ситуациях, таких как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую как каталоги или другие рекламные материалы.

c) готовить предложение по удовлетворению ходатайства;

Цель подготовки предложения по удовлетворению ходатайства может пониматься как вопрос, касающийся платежеспособности организации.

7.2.2 Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю и должен обеспечивать:

с) способность организации выполнять определенные требования.

Связь с потребителями определена в п.7.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

7.2.3 Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:

b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки.

d) заключать соглашение с приобретающей стороной;

Аналогично тому, что установлено в п.7.2.3 b) ГОСТ Р ИСО 9001. С позиций ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 соглашение устанавливается между поставщиком и организацией, так что это требование также относится к п.5.2.2.3 d) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288.

7.2.3 Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:

b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки.

e) выполнять соглашение в соответствии с утвержденными поставщиком проектными планами и в соответствии с текстом соглашения;

ГОСТ Р ИСО 9001 больше нацелен на условия, связанные с качеством, чем на менеджмент проекта или коммерческую позицию.

7.1 Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).

При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить подходящим для нее образом:

a) цели в области качества и требования к продукции;

b) потребность в разработке процессов и документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;

c) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, измерению, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;

d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям (4.2.4).

f) оценивать выполнение соглашения;

ГОСТ Р ИСО 9001 больше нацелен на условия, связанные с качеством, чем на менеджмент проекта или коммерческую позицию.

7.4.3 Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.

С позиций ГОСТ Р ИСО 9001 входной контроль и мониторинг процессов соответствуют данному требованию.

8.2.2 Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента качества:

Далее п.8.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001 уделяет внимание мониторингу эффективности системы менеджмента качества.

a) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;

b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Могут также применяться требования, относящиеся к мониторингу и измерению (п.8.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001).

8.2.3 Организация должна использовать подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то должны предприниматься необходимые коррекции и корректирующие действия.

g) поставлять продукт или услугу в соответствии с критериями соглашения;

Аналогичная потребность описана в п.7.5.1 f) ГОСТ Р ИСО 9001.

7.5.1 Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать в себя, там, где это применимо:

f) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.

h) принимать и подтверждать получение оплаты или выполнение других согласованных способов расчета;

В ГОСТ Р ИСО 9001 прямо не упоминается о вопросах, связанных с оплатой.

-

i) передавать ответственность за продукт или услугу приобретающей стороне или другой стороне в порядке, предусмотренном соглашением.

Под "передачей ответственности" может пониматься часть требования п.7.5.1 f) ГОСТ Р ИСО 9001.

7.5.1 Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать в себя, там, где это применимо:

f) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.

5.3 Процессы предприятия

5.3.1 Введение

Процессы предприятия управляют способностью организации приобретать и поставлять продукцию или услуги посредством запуска проектов, их поддержки и контроля. Процессы предприятия обеспечивают ресурсы и инфраструктуру, необходимые для осуществления проектов, и гарантируют достижение целей и исполнение обязательств организации по соглашениям. Эти процессы не рассматриваются в качестве исчерпывающей совокупности бизнес-процессов, которые делают возможным стратегическое управление деятельностью организации.

Без комментариев

Процессы предприятия включают в себя:

a) процесс управления средой предприятия;

b) процесс управления инвестициями;

c) процесс управления процессами жизненного цикла системы;

d) процесс управления ресурсами;

e) процесс управления качеством.

5.3.2 Процесс управления средой предприятия

5.3.2.1 Цель процесса управления средой предприятия

Цель процесса управления средой предприятия заключается в определении и проведении политики и процедур, необходимых для функционирования организации в соответствии с положениями настоящего стандарта.

Без комментариев


Продолжение таблицы 1

5.3.2.3 Деятельность в процессе управления средой предприятия

При реализации процессов управления средой предприятия необходимо осуществлять следующие действия в соответствии с принятой организацией политикой и процедурами:

Без комментариев

а) устанавливать планы действий для каждой области деятельности

В ГОСТ Р ИСО 9001 не проводится разделения между краткосрочными и стратегическими целями. Однако ГОСТ Р ИСО 9001 требует постановки целей в области качества (п.5.4.1).

5.4.1 Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

Цель этого требования может соответствовать тому, что описано в п.5.4.1 и п.5.4.2 а) ГОСТ Р ИСО 9001. Так как п.5.4.1 сфокусирован на требованиях системы менеджмента качества организации, включающих в себя изложение политики и целей, и требование п.5.4.2 а) ГОСТ Р ИСО 9001 описывает требование, касающееся планирования создания и разработки системы менеджмента качества, то разработка бизнес-плана может соответствовать общей концепции ГОСТ Р ИСО 9001.

5.4.2 Высшее руководство должно обеспечивать:

a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества;

b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

b) подготавливать политику и процедуры управления жизненным циклом системы, необходимые для реализации требований данного стандарта, не противоречащие стратегическому плану предприятия и планам действий для каждой области деятельности;

В ГОСТ Р ИСО 9001 требование для политики в области качества установлено в п.5.3 а), b), с).

5.3 Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

a) соответствовала целям организации;

b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;

c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества.

Также п.5.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001, устанавливающий требования в отношении целей в области качества.

5.4.1 Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

c) определять, интегрировать и связывать между собой роли, степень ответственности и полномочия для облегчения реализации процессов жизненного цикла системы и стратегического управления жизненным циклом системы;

Ответственность и полномочия описываются в п.5.5.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

5.5.1 Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.

d) определять деловые критерии, позволяющие контролировать развитие процессов жизненного цикла;

С позиций ГОСТ Р ИСО 9001 деловые критерии определяют перед внедрением системы менеджмента качества. Процесс принятия решения относительно области применения СМК не обсуждается в ГОСТ Р ИСО 9001.

-

е) периодически пересматривать используемую при проектировании модель жизненного цикла системы;

Это можно считать эквивалентным анализу со стороны высшего руководства согласно ГОСТ Р ИСО 9001.

5.6.1 Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Также анализы в этом контексте могут быть выражены проведением внутреннего аудита.

8.2.2 Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента качества:

а) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией.

f) согласовывать с проектами политику и процедуры, принятые на предприятии, с целью реализации требований настоящего стандарта.

Задача, связанная с выполнением этого требования, отчетливо выражена в нескольких частях ГОСТ Р ИСО 9001. Наиболее подходящая часть, касающаяся политики, представлена в п.5.3 d) ГОСТ Р ИСО 9001.

5.3 Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему.

Что касается процедур, то в ГОСТ Р ИСО 9001 заложено основополагающее представление, что необходимую документацию следует разрабатывать в качестве элемента системы менеджмента качества (п.5.4.1).

5.4.1 Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

5.3.3 Процесс управления инвестициями

5.3.3.1 Цель процесса управления инвестициями

Цель процесса управления инвестициями состоит в запуске в производство и поддержке обоснованных и успешных проектов, способствующих достижению целей организации. Управление инвестициями заключается в адекватном инвестировании фондов и ресурсов организации и в определении полномочий, необходимых для осуществления отобранных проектов. В процессе управления инвестициями осуществляется постоянная оценка проектов с целью подтверждения их обоснованности или доработки до приемлемого уровня и продолжения инвестирования.

Без комментариев

5.3.3.3 Деятельность в процессе управления инвестициями

При реализации процессов управления инвестициями организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами:

Без комментариев

а) находить новые возможности и формы развития бизнеса, заключать новые соглашения, соответствующие стратегическому плану предприятия и планам для каждого из направлений его деятельности;

Базовые понятия ГОСТ Р ИСО 9001 не затрагивают финансовых/
инвестиционных вопросов. ГОСТ Р ИСО 9001 скорее охватывает управление созданными стратегиями, чем разработку стратегий, новых деловых направлений и т.д. Однако планирование и реализация проектов охватываются в п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

b) структурировать проекты, определять ответственность и полномочия участников;

С точки зрения инвестиций ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако обязанности по планированию в области проектирования и разработки охватываются в п.7.3.1 с) ГОСТ Р ИСО 9001.

-

с) оценивать предполагаемые результаты осуществления проектов;

С точки зрения инвестиций ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования и реализации проектов, содержатся в п.7.1 а) и 7.1 с) ГОСТ Р ИСО 9001.

-

d) распределять ресурсы для достижения целей проекта;

С точки зрения инвестиций ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования и реализации проектов, содержатся в п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001 и предусмотрены ресурсы согласно п.6.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

е) выявлять все возможные взаимосвязи проекта с другими проектами;

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования и реализации проектов, содержатся в п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

f) устанавливать требования к проектной отчетности и периодически оценивать реализацию ключевых событий, от которых зависит выполнение проекта;

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования в области проектирования и разработки, содержатся в п.7.3.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

g) санкционировать начало выполнения утвержденных проектных планов, включая технические планы;

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования в области проектирования и разработки, содержатся в п.7.3.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

h) оценивать текущие проекты с целью подтверждения того, что:

1) проекты продвигаются в направлении достижения поставленных целей,

2) проекты ведутся согласно соответствующим директивам,

3) проекты реализуются в соответствии с планами и процедурами жизненного цикла систем,

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования в области проектирования и разработки, содержатся в п.7.3.1 ГОСТ Р ИСО 9001. Также п.h) 1) может быть элементом анализа со стороны руководства (п.5.6) и п.h) 2) относиться к п.8.2.2.

-

4) проекты остаются жизнеспособными, что подтверждается, например, постоянной потребностью в услуге, практичным выполнением продукта и приемлемыми доходами от инвестиций;

i) принять решение о продолжении реализации или доработке проектов для того, чтобы их реализация прошла успешно;

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования и реализации проектов, содержатся в п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

j) в случаях, оговоренных соглашением, принять меры по отмене или приостановке тех проектов, ущерб или риски по которым превышают доходность инвестиций.

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования. Однако требования, касающиеся планирования и реализации проектов, содержатся в п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

-

5.3.4 Процесс управления процессами жизненного цикла системы

5.3.4.1 Цель процесса управления процессами жизненного цикла системы

Цель процесса управления процессами жизненного цикла системы заключается в гарантировании доступности эффективных процессов жизненного цикла для использования организацией.

Без комментариев

Данный процесс обеспечивает процессы жизненного цикла системы, которые согласованы с целями и политикой организации, определены, адаптированы и поддержаны соответствующим образом для учета особенностей отдельных проектов и способны реализовываться с помощью эффективных проверенных методов и инструментальных средств.

5.3.4.3 Деятельность в процессе управления процессами жизненного цикла системы

При реализации процессов управления процессами жизненного цикла системы организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами:

Без комментариев

а) устанавливать стандартные наборы процессов жизненного цикла систем для соответствующих стадий жизненного цикла системы;

Работа по созданию системы менеджмента качества выражена в двух стадиях ГОСТ Р ИСО 9001, а именно: определение необходимых элементов/аспектов системы в п.4.1 а) и внедрение в п.5.4.2 а).

5.4.2 Высшее руководство должно обеспечивать:

а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества.

b) определять приемлемые политику и процедуры адаптации и требования к их утверждению;

Работа по созданию системы менеджмента качества выражена в двух стадиях ГОСТ Р ИСО 9001, а именно, определение необходимых элементов/аспектов системы в п.4.1 а) и внедрение в п.5.4.2 а).

5.4.2 Высшее руководство должно обеспечивать:

а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества.

с) определять методы и инструментальные средства, которые поддерживают выполнение процессов жизненного цикла системы;

Работа по созданию системы менеджмента качества выражена в двух стадиях ГОСТ Р ИСО 9001, а именно, определение необходимых элементов/аспектов в п.4.1 а) и внедрение в п.5.4.2 а).

5.4.2 Высшее руководство должно обеспечивать:

а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества.

d) по возможности устанавливать показатели, которые позволяют определять характеристики выполненных стандартных процессов;

Мониторинг системы менеджмента качества непосредственно отражен в п.8.2.2 и п.8.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

8.2.3 Организация должна использовать подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то должны предприниматься необходимые коррекции и корректирующие действия.

е) контролировать выполнение процесса, сохранять и анализировать показатели процесса и определять тенденции по отношению к критериям предприятия;

ГОСТ Р ИСО 9001 содержит в п.8.2.3 требование, касающееся мониторинга системы менеджмента качества.

8.2.3 Организация должна использовать подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то должны предприниматься необходимые коррекции и корректирующие действия.

Анализ данных включен в п.8.4 ГОСТ Р ИСО 9001.

8.4 Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся:

a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1);

b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4);

c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);

d) к поставщикам (7.4).

f) определять возможности для усовершенствования стандартных процессов жизненного цикла систем;

В ГОСТ Р ИСО 9001 отражена возможность для улучшения в разделе, касающегося проведения анализа со стороны руководства.

5.6.1 Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

g) совершенствовать имеющиеся процессы, методы и инструментальные средства, используя найденные возможности.

Улучшение включено в п.8.5.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

8.5.1 Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

5.3.5 Процесс управления ресурсами

5.3.5.1 Цель процесса управления ресурсами

Цель процесса управления ресурсами состоит в обеспечении проектов необходимыми ресурсами.

Без комментариев

В результате процесса определяются ресурсы, материалы и услуги, необходимые для обеспечения организации и целей проектов в течение их жизненного цикла. В ресурсы включают квалифицированный, обученный и опытный персонал, способный реализовывать процессы жизненного цикла. Процесс управления ресурсами гарантирует эффективную координацию и совместное использование ресурсов, информации и технологий.

5.3.5.3 Деятельность в процессе управления ресурсами

При реализации процессов управления ресурсами организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами:

Без комментариев

a) определять и обеспечивать поддержку инфраструктуры ресурсов, необходимой для выполнения организацией требований настоящего стандарта и осуществления поддержки проекта;

Задача, связанная с выполнением этой деятельности, может относиться к содержанию процесса планирования, отраженному в п.5.4.2 b) ГОСТ Р ИСО 9001.

5.4.2 Высшее руководство должно обеспечивать:

b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

Это требование в основном отражено в п.6.3 ГОСТ Р ИСО 9001

6.3 Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:

a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

b) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);

c) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).

и в п.6.4 ГОСТ Р ИСО 9001.

6.4 Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.

b) получать ресурсы, за исключением персонала, необходимые для внедрения и осуществления проектов;

Это требование выражено в п.6.3 ГОСТ Р ИСО 9001

6.3 Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:

a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

b) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);

c) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).

и п.6.4 ГОСТ Р ИСО 9001.

6.4 Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.

с) проявлять заботу о персонале, занятом в осуществлении текущих проектов;

ГОСТ Р ИСО 9001 включает в себя вопрос, относящийся к людским ресурсам в п.6.1,

6.1 Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, требуемые:

a) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;

b) для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

п.6.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001

6.2.1 Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.

и п.6.2.2 а) до с) ГОСТ Р ИСО 9001.

6.2.2 Организация должна:

a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;

b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;

c) оценивать результативность принятых мер.

d) стимулировать персонал, например, посредством предоставления возможности карьерного роста или при помощи системы поощрений;

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования, но задача, связанная с выполнением этого требования, может соответствовать тем вопросам, что касаются осведомленности, описанным в п.6.2.2 d).

6.2.2 Организация должна:

d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества.

е) контролировать области взаимодействия нескольких проектов для разрешения связанных с графиками их реализации конфликтов:

ГОСТ Р ИСО 9001 не содержит прямого упоминания в отношении этого требования, но задача, связанная с выполнением этого требования, может соответствовать требованиям в отношении ресурсов, описанным в п.6.1

6.1 Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:

a) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;

b) для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

и п.6.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

6.3 Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции.

1) из-за ограниченных возможностей организационной инфраструктуры, вспомогательных служб и ресурсов при распределении между текущими проектами;

Особенно в области, связанной с проектированием и разработкой, ГОСТ Р ИСО 9001 отражает связанную с этим требованием задачу в п.7.3.1.

7.3.1 Организация должна планировать проектирование и разработку и управлять этими процессами.

2) из-за занятости персонала работой над несколькими проектами одновременно.

Нет прямого упоминания

-