Разработка рабочих заданий включает в себя анализ и спецификацию функций, а также их отнесение к машине или оператору как части процесса разработки и направлена на обеспечение оптимального функционирования рабочей системы. Для достижения надежной конструкции необходимо соблюдать эргономические принципы и учитывать, в частности, конкретику использования и профессионализм группы операторов. Принципы разработки эргономичной конструкции приведены в EN 614-1. Поставленная цель должна достигаться на основании максимально возможной реализации перечисленных в 4.1 характеристик признаков правильно разработанных рабочих заданий операторов при соблюдении приведенной в 4.2 методики и оценке рабочих заданий в соответствии с 4.3.
4.1 Характеристики правильно разработанных рабочих заданий операторов
При разработке машин и рабочих заданий конструктор обязан удостовериться в соблюдении перечисленных ниже эргономических характеристик правильно разработанных рабочих заданий. Данные характеристики учитывают различия и изменение со временем характеристики внутри целевой группы операторов и достигаются на основании взаимосвязи разработки машин и рабочих заданий.
В процессе разработки конструктор обязан:
a) учитывать опыт, навыки и способности существующей или ожидаемой в будущем целевой группы операторов. Сюда относится уровень профессионально-технического образования, а также знания, приобретенные на производстве. При этом необходимо обратить внимание на то, что уровень образования и знаний операторов является различным и может изменяться со временем. По данной причине для всех пользователей должны актуализироваться, например, требования к скорости и комплексности, а также информация, связанная с выполнением заданий;
b) убедиться, что подлежащие выполнению рабочие задания являются полными и целесообразными рабочими процессами, имеющими четко различимые начало и конец, и не представляют собой отдельные фрагменты данных заданий. Поэтому каждое рабочее задание должно содержать не только характеристики компонентов рабочего задания, но также подготовку (например, планирование) и оценку (например, инспекция, контроль);
c) удостовериться, что выполненные задания вносят существенный вклад в общий результат рабочей системы. Оператор должен знать, каким образом и в какой мере выполнение рабочего задания и его результат влияют на всю рабочую систему и ее результаты. Поэтому необходимо избегать излишней фрагментации рабочего процесса, которая приводит к возникновению узкого ограничения рабочих заданий операторов;
d) создавать условия для применения допустимого разнообразия навыков, способностей и видов действий, прежде всего для приемлемого сочетания следующих видов поведения:
- поведение, основанное на навыках; включает в себя непосредственную, простую, осознанную или подсознательную реакцию на сигналы, поступающие в ходе рабочего процесса;
- поведение, основанное на правилах; позволяет оператору управлять рабочими процессами за счет применения основополагающих алгоритмических правил (например, принятие простых решений типа "если - то");
- поведение, основанное на знаниях; требует от оператора получения и сохранения комплексных знаний о связях внутри процесса для того, чтобы он имел возможность оценивать состояние системы, обнаруживать ошибки, предлагать решения и осуществлять необходимые действия;
e) предусматривать наличие допустимой меры свободы и самостоятельности оператора. При выполнении заданий оператор должен иметь возможность выбирать между различными способами, а также определять приоритеты, темп работы и порядок выполнения рабочего задания;
f) заботиться о предоставлении достаточно ценной для оператора информации, связанной с выполнением заданий. Оператору должна предоставляться информация, связанная с выполнением рабочих заданий, для того чтобы он имел возможность перепроверить, была ли достигнута поставленная цель и является ли выполнение целесообразным. Сюда также относится информация, касающаяся ошибочных действий и способов их устранения.
Для рабочих заданий, связанных с частыми перерывами, при разработке машин необходимо предусматривать вспомогательные средства для запоминания оператором этапа, на котором было прервано выполнение рабочего задания;
g) создавать условия для реализации и дальнейшего совершенствования уже имеющихся навыков и способностей и приобретения новых. Данной цели можно достичь на основании использования различных способов выполнения заданий, наличия достаточной меры свободы и самостоятельности в обработке информации, связанной с выполнением рабочих заданий. Таким образом оператор может выбрать способ работы, наиболее соответствующий уровню его профессиональных знаний, а также приобретать новый опыт относительно различных способов выполнения заданий, преимущественно за счет сочетания различных видов поведения;
h) избегать завышенных и заниженных требований к оператору, которые могут привести к дополнительной или чрезмерной нагрузке, вызвать усталость или послужить причиной ошибок. Частота, продолжительность и интенсивность операций, связанных с восприятием, распознаванием и двигательными функциями, должны быть предусмотрены таким образом, чтобы предотвратить перечисленные последствия. Завышенные и заниженные требования должны учитываться не только для нормальных, но и непредвиденных условий (например, аварийных ситуаций). Это особенно важно, если речь идет о работах, связанных с контролем и управлением, прежде всего в системах с высоким уровнем автоматизации.
Случаи чрезмерной или недостаточной нагрузки варьируются внутри целевой группы и изменяются со временем. Поэтому необходимо предусматривать возможности для учета индивидуальных различий, этапов развития и уровня образования;
i) избегать повторяющихся заданий, которые могут привести к односторонней рабочей нагрузке и таким образом нанести вред организму оператора, а также вызвать чувство монотонности и пресыщения, скуку или недовольство. Поэтому необходимо избегать коротких циклов работы. Для оператора нужно предусмотреть допустимое разнообразие заданий или действий. В случае, если избежать повторяющихся заданий невозможно:
- нельзя устанавливать время, предусмотренное для выполнения задания, только на основании среднего времени, измеренного при нормальных условиях;
- необходимо предусмотреть свободу действий в случае отклонения от нормальных условий;
- следует избегать слишком коротких циклов работы;
- необходимо предоставить оператору возможность выбирать собственный темп работы вместо того, чтобы работать в установленном темпе;
- следует избегать работы на движущихся предметах труда;
j) избегать работы оператора в одиночку, без возможности социальных и функциональных контактов. Зрительный контакт, уровень шума, расстояние между рабочими местами, а также возможности самоопределения на рабочем месте должны быть учтены при установлении пространства, положения и функций машин и другого рабочего оборудования.
Данные характеристики правильно разработанных рабочих заданий операторов нельзя нарушать при разработке машин. Однако, принимая во внимание возможность применения и уровень развития науки и техники, при определенных обстоятельствах достичь всех перечисленных целей невозможно. В таком случае необходимо проектировать машины, разрабатывать и выполнять рабочие задания операторов таким образом, чтобы они как можно больше соответствовали данным целям.
4.2 Методика разработки рабочих заданий с учетом конструкции машины
Разработку рабочих заданий с учетом конструкции машины можно описать как метод, включающий в себя следующие стадии:
- установление целей разработки;
- анализ функций;