Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 60034-4-2012 Машины электрические вращающиеся. Часть 4. Методы экспериментального определения параметров синхронных машин

     3 Термины и определения

3.1 полное пусковое сопротивление синхронного двигателя (initial starting impedance, synchronous motors): Частное от деления напряжения, приложенного к обмотке якоря, на среднее установившееся значение тока якоря при неподвижном роторе.

3.2 синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси (direct-axis synchronous reactance): Частное от деления установившегося значения первой гармонической напряжения обмотки якоря (создана полным потоком по продольной оси продольной составляющей тока якоря) на первую гармоническую тока якоря при вращении машины с номинальной скоростью. [МЭК 60050(411)-50-07]

3.3 переходное индуктивное сопротивление по продольной оси (direct-axis transient reactance): Частное от деления значения мгновенного изменения первой гармонической напряжения холостого хода от полного потока по продольной оси на одновременное изменение начального значения первой гармонической тока якоря при номинальной скорости. Высшие гармонические во время первых периодов из рассмотрения исключаются. [МЭК 60050(411)-50-09]

3.4 сверхпереходное сопротивление по продольной оси (direct-axis sub-transient reactance): Частное от деления первой гармонической мгновенного изменения напряжения холостого хода от полного потока по продольной оси на одновременное изменение начального значения периодической составляющей тока якоря при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-11]

3.5 синхронное индуктивное сопротивление по поперечной оси (quadrature-axis synchronous reactance): Частное от деления первой гармонической установившегося значения напряжения холостого хода от потока по поперечной оси, созданного поперечным током якоря, на значение первой гармонической этого тока при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-08]

3.6 переходное индуктивное сопротивление по поперечной оси (quadrature-axis transient reactance): Частное от деления значения мгновенного изменения первой гармонической напряжения холостого хода от полного потока по поперечной оси, созданного поперечным током якоря, на значение одновременного изменения периодической составляющей тока якоря по поперечной оси при номинальной скорости. Высшие гармонические во время первых периодов из рассмотрения исключаются. [МЭК 60050(411)-50-10]

3.7 сверхпереходное сопротивление по поперечной оси (quadrature-axis sub-transient reactance): Частное от деления первой гармонической мгновенного изменения напряжения холостого хода от полного потока по поперечной оси, созданного поперечным током якоря, на значение одновременного изменения первой гармонической поперечного тока якоря при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-12]

3.8 индуктивное сопротивление прямой последовательности (positive sequence reactance): Частное от деления первой гармонической реактивной составляющей напряжения якоря прямой последовательности, созданной синусоидальным током прямой последовательности при номинальной частоте, на первую гармоническую тока якоря прямой последовательности при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-14]

3.9 индуктивное сопротивление обратной последовательности (negative sequence reactance): Частное от деления первой гармонической реактивной составляющей напряжения якоря обратной последовательности, созданной синусоидальным током обратной последовательности при номинальной частоте, на первую гармоническую тока якоря обратной последовательности при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-15]

3.10 индуктивное сопротивление нулевой последовательности (zero sequence reactance): Частное от деления первой гармонической реактивной составляющей напряжения якоря нулевой последовательности, созданной синусоидальным током нулевой последовательности при номинальной частоте, на первую гармоническую тока якоря нулевой последовательности при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-16]

3.11 индуктивное сопротивление Потье (Potier reactance): Индуктивное сопротивление, учитывающее рассеяние обмотки возбуждения при нагрузке и в зоне перевозбуждения, которое используется вместо индуктивности рассеяния обмотки якоря для расчета МДС возбуждения при нагрузке по методу Потье. [МЭК 60050(411)-50-13]

3.12 индуктивность рассеяния обмотки якоря (armature-leakage reactance): Частное от деления первой гармонической реактивной составляющей напряжения обмотки якоря от потока рассеяния этой обмотки на первую гармоническую тока якоря, когда машина вращается с номинальной скоростью.

3.13 активное сопротивление обмотки якоря (armature resistance): Сопротивление между выводами обмотки якоря, измеренное при постоянном токе, отнесенное к определенной температуре обмотки и выраженное в фазных величинах.

3.14 активное сопротивление обмотки возбуждения (excitation winding resistance): Сопротивление между выводами обмотки возбуждения, измеренное при постоянном токе, отнесенное к определенной температуре обмотки.

3.15 активное сопротивление прямой последовательности (positive sequence resistance): Частное от деления фазного напряжения якоря прямой последовательности, соответствующего потерям в обмотке якоря и добавочным потерям от синусоидального тока якоря прямой последовательности, на соответствующую этим потерям составляющую тока при номинальной скорости. [МЭК 60050(411)-50-18]

3.16 активное сопротивление обратной последовательности (negative sequence resistance): Частное от деления первой гармонической напряжения якоря обратной последовательности, соответствующего синусоидальному току якоря обратной последовательности при номинальной частоте, на соответствующую ему составляющую тока при работе машины с номинальной скоростью. [МЭК 60050(411)-50-19]

3.17 активное сопротивление нулевой последовательности (zero sequence resistance): Частное от деления первой гармонической напряжения якоря нулевой последовательности, соответствующего синусоидальному току якоря нулевой последовательности при номинальной частоте, на соответствующую ему составляющую тока при работе машины с номинальной скоростью. [МЭК 60050(411)-50-20]

3.18 отношение короткого замыкания (short-circuit ratio): Отношение тока возбуждения холостого хода при номинальном напряжении на обмотке якоря к току возбуждения при симметричном коротком замыкании с номинальным током якоря; в обоих режимах скорость машины номинальная. [МЭК 60050(411)-50-21]

3.19 переходная постоянная времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря (direct-axis transient open-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима медленно изменяющейся составляющей напряжения холостого хода обмотки якоря от потока по продольной оси до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-27]

3.20 переходная постоянная времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (direct-axis transient short-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима медленно изменяющейся составляющей тока короткого замыкания до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-28]

3.21 сверхпереходная постоянная времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря (direct-axis sub-transient open-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима быстро изменяющейся составляющей, существующей в течении первых нескольких периодов напряжения холостого хода обмотки якоря, от потока по продольной оси, до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-29]

3.22 сверхпереходная постоянная времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (direct-axis sub-transient short-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима быстро изменяющейся составляющей тока короткого замыкания, существующей в течении первых нескольких периодов, до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-30]

3.23 переходная постоянная времени по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря (quadrature-axis transient open-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима медленно изменяющейся составляющей напряжения холостого хода обмотки якоря от потока по поперечной оси до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-32]

3.24 переходная постоянная времени по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (quadrature-axis transient short-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима медленно изменяющейся составляющей тока короткого замыкания по поперечной оси до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-33]

3.25 сверхпереходная постоянная времени по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря (quadrature-axis sub-transient open-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима быстро изменяющейся составляющей, существующей в течении первых нескольких периодов напряжения холостого хода обмотки якоря от потока по поперечной оси, до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-34]

3.26 эквивалентная постоянная времени демпферной обмотки по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря (direct-axis open-circuit equivalent damper circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения наведенного тока в эквивалентной демпферной обмотке до 1/е, т.е. до 0,368 от своего начального значения при мгновенном изменении рабочего режима при разомкнутых обмотках якоря и возбуждения при номинальной скорости машины.

3.27 эквивалентная постоянная времени демпферной обмотки по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (direct-axis short-circuit equivalent damper winding time constant): Время, требуемое для уменьшения наведенного тока в эквивалентной демпферной обмотке до 1/е, т.е. до 0,368 от своего начального значения при мгновенном изменении рабочего режима при разомкнутой обмотке возбуждения и замкнутой накоротко обмотке якоря при номинальной скорости машины.

3.28 сверхпереходная постоянная времени по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (quadrature-axis sub-transient short-circuit time constant): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима быстро изменяющейся составляющей, существующей в течении первых нескольких периодов поперечной составляющей тока короткого замыкания обмотки якоря, до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-35]

3.29 постоянная времени обмотки якоря при внезапном коротком замыкании (short-circuit time constant of armature windings): Время, требуемое для уменьшения при мгновенном изменении рабочего режима постоянной составляющей тока короткого замыкания обмотки якоря до 1/е, т.е. до 0,368 своего начального значения при номинальной скорости машины. [МЭК 60050(411)-48-31]