0.1 Общие положения
Комплекс международных стандартов ИСО 18435 определяет набор методов для интеграции диагностики, оценки производительности и технического обслуживания при решении задач производства, контроля и выполнения технологических операций.
Комплекс международных стандартов ИСО 18435 описывает модели интеграции и определяет общие требования к интероперабельности приложений. Рассматриваемые модели интеграции позволяют:
a) построить базовую структуру интеграции диагностики, оценки производительности и технического обслуживания технологических активов (оборудования, устройств автоматизации, элементов программного обеспечения и т.п.);
b) интегрировать диагностику, оценку производительности и техническое обслуживание одних приложений с другими приложениями;
c) предусмотреть системный контекст при рассмотрении циклов управления активами.
Модели интеграции приложений помогают принимать решения пользователям промышленных спецификаций и стандартов для интеграции процессов диагностики, оценки производительности и технического обслуживания приложений в области производственных задач и контроля. Указанные модели интеграции определяют элементы и правила идентификации, а также выбора интерфейса в соответствии с шаблоном интероперабельности. Указанный шаблон интероперабельности используется для ссылок на профиль взаимодействия в соответствии с международными стандартами. Профили необходимы для интеграции приложений на различных уровнях функциональной и ресурсной иерархии предприятия.
Пользователями комплекса международных стандартов ИСО 18435 являются разработчики приложений по промышленной автоматизации, занимающиеся конструированием, внедрением, установкой, наладкой и управлением систем интеграции приложений для диагностики, оценки производительности, контроля, производства и технического обслуживания.
0.2 Основа интеграции управления активом и жизненным циклом технического обслуживания
Комплекс международных стандартов ИСО 18435 устанавливает требования к интеграции, которым должны удовлетворять производственные активы и ресурсы на стадии управления и технического обслуживания в течение жизненного цикла производственных систем (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Место комплекса международных стандартов ИСО 18435 в жизненном цикле производственной системы
На рисунке 2 представлены действия, связанные с диагностикой и техническим обслуживанием. Овалами выделены несколько комбинаций указанных действий, представляющих эффективный механизм адаптации стратегий технического обслуживания к различным изменениям технологического процесса (изменения требований к производству, изменения условий работы и окружающей среды, изменения, связанные с непрерывным совершенствованием производственных активов в течение всего жизненного цикла и т.п.).
Первая комбинация действий связана с рабочей фазой выполнения работ по техническому обслуживанию: планирование работ по техническому обслуживанию, инспектирование активов, их текущий контроль и диагностика. Затем следует технологическая обработка или ремонт (при необходимости). Все заканчивается оценкой результатов технического обслуживания. Указанные действия главным образом связаны с контролем выполнения типовых работ по техническому обслуживанию.
Вторая комбинация действий фокусируется на планировании стратегии технического обслуживания, включающего выбор подхода для выполнения технического обслуживания, соответствующего каждому отдельному активу. По требованию Заказчика разрабатывается стратегия технического обслуживания при поломке (ВМ), техническое обслуживание по времени (ТВМ) и техническое обслуживание при заданных условиях (СВМ). Стратегии технического обслуживания могут совершенствоваться в зависимости от диагностической оценки производительности и истории технического обслуживания актива.
Третья комбинация действий включает совершенствование конструкции производственного актива. Исходные данные конструирования определяются при планировании стратегии технического обслуживания. И наоборот, совершенствование конструкции приводит к изменению процесса планирования стратегии технического обслуживания. В рамках данной третьей комбинации в результате совершенствования актива минимизируются стоимость технического обслуживания, трудозатраты и время выполнения работ.
Рисунок 2 - Комбинации действий по техническому обслуживанию производственных активов
Техническое обслуживание при заданных условиях (СВМ) может рассматриваться как перспективная стратегия, однако этот метод не всегда самый дешевый. Если неисправность машины или компонента не является критичной, то предпочтительным является техническое обслуживание при поломке (ВМ). Если время безотказной работы машины (компонента) можно предварительно оценить, то предпочтительным является техническое обслуживание по времени (ТВМ).
Комплекс международных стандартов ИСО 18435 устанавливает первый цикл выполнения работ по техническому обслуживанию и порядок интеграции приложений технического обслуживания с другими технологическими приложениями, особенно в случае технического обслуживания при заданных условиях. Ниже приведены примеры интеграции с учетом аспектов обеспечения качества, стоимости и сроков выпуска продукции:
a) качество: условия функционирования производственных активов, поддерживаемые работами по техническому обслуживанию для обеспечения гарантии качества продукта;
b) стоимость: нахождение оптимума между стоимостью технического обслуживания и производственными потерями вследствие сбоев функционирования, нарушения правил техники безопасности и неэффективности актива;
c) сроки выполнения работ: координация плана технического обслуживания с планом производства.