Инновационные идеи должны проверяться на вероятность того, что они могут быть не реализованы, а также на воздействия, которые они могут оказывать. Подобные оценки зачастую трудны из-за ограниченности знаний относительно инноваций перед началом работ, особенно когда организация вступает в неизвестную область исследований.
Базовый анализ рисков включает в себя принятие решения относительно рисков, возникающих полных и нежелательных конечных результатов и потенциальной отдачи от инновации. Риски могут не ограничиваться одиночными крупными неудачами в организации. Цепная реакция от серии относительно незначительных неудач в одних местах или изменений конъюнктуры рынка может привести к катастрофическим последствиям в других местах.
Скорость и эффективность действий как реакция на отрицательные конечные результаты имеют тенденцию к существенному росту, если мероприятия предварительно спланированы и испытаны. Эффективность этих мероприятий поддерживается путем непрерывного контроля, который ведется в рамках инновационных инициатив (и вне их) с целью обновления знаний и повышения компетентности в оценке рисков.
Риски связаны с работами, компонентами, проектами, портфелем инвестиций, организациями (включая альянсы) и их цепочками добавленной стоимости. Они возникают в отношении людей и предприятий, источников материалов и компонентов, торговых точек, распределения, технологий, интеллектуальной собственности, законодательства и репутации.
Риски редко могут устраняться даже при проведении рутинных работ, поэтому необязательные риски необходимо исключать, а оставшиеся - минимизировать; предотвращение рисков дешевле устранения их последствий. Для сокращения риска на первом этапе необходимо исключать идеи и работы, которые не соответствуют параметрам, определенным в главном русле инновации.
Кроме того, риск неудачи должен минимизироваться до начала работ, а также в процессе выполнения проектов. Часто эти риски не связаны с техническими проблемами, которые губят инициативы, однако потеря взаимодействия с заинтересованными сторонами (преимущественно - с потребителями, пользователями, партнерами по логистической цепочке) приводит к недопониманию или недооценке предлагаемых изменений. По этой причине оценки таких факторов, как приемка, легкость переключения между работами и внедрение являются определяющими.
Например, риски могут снижаться (иногда - существенно), когда рынок расположен к приему предлагаемых инноваций, как это может случиться и с существующими целевыми потребителями (см. таблицу 4). Проверка идентифицированных заинтересованных сторон является тому ценной гарантией. Вмешательство потребителей на достаточно раннем этапе работ для того, чтобы считать инновацию частью их собственных технических требований к продукции, является другой перспективной стратегией.
Таблица 4 - Характеристики инновационных проектов и уровень соответствующих рисков
Как Вы позиционируете свой проект? Пометьте крестиком "х" соответствующие квадратики на шкале | ||||||
Характеристики проекта с низкими рисками | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Характеристики проекта с высокими рисками |
Рынок не удовлетворен имеющейся в наличии продукцией; потребители знают, что они хотят и ищут более совершенную продукцию | Рынок полностью удовлетворен имеющейся в наличии продукцией; потребители не имеют четкого представления о ее совершенствовании и не ожидают ее изменений | |||||
Область применения проекта проста для определения и не изменяется после его завершения | Область применения проекта трудна для определения и, вероятно, будет расширена, как только проблемы окажутся более сложными, а потребители выдвинут дополнительные требования | |||||
Инновации обеспечивают радикальное продвижение вперед, которое поможет потребителям совершенствовать свой бизнес | Потребители воспринимают предложенную инновацию как малосущественную | |||||
Изменение представляет собой низкопрофильное достижение и является относительно незаметным | Предложенное изменение будет весьма заметным и являться высокопрофильным достижением | |||||
Проект может выполняться организацией самостоятельно | Проект будет выполняться только путем формирования внешних альянсов | |||||
Проект может выполняться в пределах согласованных конечных сроков | Необходимое для проекта время будет гораздо меньше стандартного | |||||
Требования к ресурсам могут оцениваться с определенной достоверностью (как в относительно знакомой области) | Оценки требуемых ресурсов являются достаточно приблизительными, поэтому, вероятно, будут весьма неточными | |||||
Организация может выполнять проект, полностью используя внутреннюю компетентность (все знания, навыки и опыт персонала известны) | Организация не имеет крайне необходимой ей компетентности, которая пока неизвестна и до этого не использовалась | |||||
Проект может выполняться с использованием доступных технологий, процессов и методик | Проект требует применения новых технологий, процессов и методик | |||||
Большое опережение сроков по графику и бюджету будет оказывать незначительное влияние на рентабельность проекта | Небольшие отклонения по срокам могут оказывать значительное влияние на рентабельность проекта | |||||
Высокая вероятность достижения целей запланированной инновации и ожидаемых конечных результатов проекта | Низкие шансы достижения целей запланированной инновации и ожидаемых конечных результатов проекта | |||||
Относительная простота добиться принятия инновации рынком | Относительная сложность добиться принятия инновации рынком | |||||
Возможность применения достигнутой инновации и/или ее распространения как запланированной | Большие трудности внедрения инновации после завершения ее проработки | |||||
Риски могут быть идентифицированы, устранены или впоследствии введены в допустимые пределы | Трудности в определении проблем и их влияния на решения | |||||
Низкая вероятность того, что конкуренты предпринимают аналогичные работы и будут первыми выходить на рынок | Высокая вероятность того, что другие организации работают над аналогичными инновациями и имеют репутацию рекордсменов по выходу на рынок первыми | |||||
Стандарты на показатели коллектива проектировщиков и субподрядчиков могут быть определены, непрерывно контролироваться и при необходимости предприниматься меры по их коррекции | Стандарты на показатели коллективов трудно установить и непрерывно контролировать | |||||
Понимание того, что может не получиться в инновационных проектах, и тщательная подготовка к реагированию на критические неудачи | Отсутствие понимания того, что может не получиться в инновационных проектах, поэтому не ожидают критические неудачи и плановые реакции |
Воспроизведение или расширение инновации, выполненной для одного потребителя для ее использования на большем целевом рынке, является еще одной стратегией, способной ограничивать риск.
Более полная картина для знакомства с риском представляется путем анализа полного жизненного цикла продукции (а не только этапов разработки технологии и проектирования), принимающего во внимание издержки за весь срок службы; необходимое время, безопасность и, возможно, влияние на окружающую среду (см. 6.11).
Анализ цикла получения потребителем опыта в использовании продукции полезен при проверке ее потенциальной уязвимости и реакции заинтересованных сторон на проведение корректирующих мероприятий (см. 7.4). Подобный анализ позволяет выявлять связи между компонентами, которые необходимы для их бесперебойной совместной работы, а также для резервирования и обеспечения гибкости систем. Он должен также выделять для заинтересованных сторон тот способ, с помощью которого организация может справляться с нестандартными (или экстремальными) ситуациями и обучаться (в соответствии с накопленным опытом) совершенствованию показателей.
Требования к ресурсам могут расширяться непосредственно после преодоления последствий неудач. Значительно более жесткие требования могут предъявляться в течение довольно продолжительного времени, поскольку организация будет исправлять выявленные нарушения (т.е. исправлять корпоративную репутацию).