Менеджмент инноваций зачастую сводится к созданию и управлению наиболее перспективными изменениями в бизнесе и обществе, которые не в последнюю очередь гарантируют, что данное изменение не приведет к хаосу или что его реализация не приведет к краху организации (см. рисунок 7).
Easier to control and respond to - Облегчение контроля и реагирования; Minor changes essentially extrapolation from present - Минимальные изменения - существенная экстраполяция от существующего состояния; Ad hoc changes - Узкоспециализированные изменения; Continual improvement - Непрерывное совершенствование; Incremental innovation - Постепенная инновация; Radical innovation - Радикальная инновация; Breakthrough innovation - Инновация на базе крупного достижения; Disruptive innovation - Разрушающая инновация; Major changes - leaps forward from present - Основные изменения - Прыжки вперед из текущего состояния; Increasingly difficult to control and respond to - Возрастающие трудности для контроля и реагирования.
Рисунок 7 - Иерархия изменений и инноваций
Объем вносимого изменения зависит от технической и коммерческой квалификации, а также от того, какие потребители или другие участники в цепочке добавленной стоимости будут задействованы, что, в свою очередь, будет зависеть от видимых изменений и ощутимого воздействия на показатели и репутацию.
Есть и такой порог изменений, ниже которого усовершенствование не должно регистрироваться либо из-за того, что пользователи не почувствуют этих изменений, или из-за того, что они настолько незначительны, что не произведут на них впечатление.
В тех случаях, когда изменение осуществляется в одной или двух областях продукции, для достижения радикальной инновации будут требоваться значительные отличия, однако, когда изменения запланированы в нескольких областях, то относительно небольшие усовершенствования и отличия могут давать в итоге радикально новое состояние (см. рисунок 8).
Major advances - Значительные успехи; Minor changes - Минимальные изменения; Relatively easy to respond to - Относительная простота реагирования на...; Continual improvement - Непрерывное совершенствование; Focus on single area e.g. technology on product - Концентрация на одиночную область, например, на технологию изготовления продукции; Incremental innovation - Постепенная инновация; Relatively difficult to respond to - Относительная трудность реагирования на...; Radical innovation - Радикальная инновация; Multiple changes throughout value chain - Многочисленные изменения в цепочке добавленной стоимости.
Рисунок 8 - Воздействие на возможную реакцию на изменение
Одновременное внесение многих изменений может оказаться затруднительным. Необходима значительная координация для выдержки сроков внесения изменений в рамках существующего бюджета. При успешной реализации конкуренты найдут эту комбинацию гораздо более трудной для учета, особенно в тех случаях, когда эти изменения возникают в цепочке добавленной стоимости.
Когда изменение задано и оценено невысоко, недостаток взаимодействия между заинтересованными сторонами может серьезно влиять на вероятность успеха. В крайних случаях может возникать сопротивление и отторжение. Соответствующие консультации могут способствовать ускорению закупок продукции, повышению кооперации и минимизации сопротивления. Изменения, вероятно, будут включаться и внедряться в организации с течением времени, когда заинтересованные стороны почувствуют эти изменения и сделают их своими собственными.
В тех случаях, когда заинтересованные стороны хотят изменений, они будут стремиться к быстрому внедрению, получению значительных преимуществ при поиске быстрых закупок, беспрепятственной реализации продукции и ее непрерывному совершенствованию. В этих случаях переходы должны предприниматься в соответствии с утвержденными планами, без поспешности или выполнения ненужных сокращений (см. п.6.14).
Примечание - Некоторые факторы, которые воздействуют на реакцию на изменения, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Факторы, влияющие на реакцию заинтересованных сторон на внесение изменений
Укажите изменение, которое Вы предложили бы для внесения в этот вопросник. Пометьте крестиком "х" соответствующий квадратик шкалы | ||||||
Изменение, которое, возможно, вызовет отрицательную реакцию | Изменение, которое, вероятно, будет принято | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Изменение, представляемое организацией заказчикам/пользователям | Изменение, которое затребовано потребителями/пользователями | |||||
Воздействие на организацию (конкурентов и др.) | Изменение, самостоятельно инициализированное для установления лидерства в своей области | |||||
Нужды потребителя/пользователя не рассматриваются | Изменение, затрагивающее все заинтересованные стороны | |||||
Плохое соответствие задачам и материальному/финансовому положению организации | Изменение, приспособленное к задачам организации и ее материальному положению | |||||
Неочевидность необходимости внесения изменений, поэтому ее рассмотрение имеет низкий приоритет | Изменение, которое признано необходимым и за которым закреплен высший приоритет | |||||
Изменение, воспринимаемое как непосильное бремя для организации и препятствующее ее прогрессу | Изменение, воспринимаемое как своевременное, которое будет способствовать достижению успехов организацией/персоналом | |||||
Непонимание целей и пользы изменения | Изменение, направленное на понимание и оценку пользы | |||||
Отсутствие усилий по привлечению персонала к фундаментальным работам, на которые он не может оказывать влияния | Высокий уровень согласования с персоналом, который оказывает влияние на выполняемые работы | |||||
Персонал не видит четкой обоснованности выполнения своих работ; изменение, как он считает, может принести пользу лишь в отдаленном будущем | Персонал видит непосредственную обоснованность выполнения своих работ и пользу в выполнении проекта | |||||
Отсутствие обязательств по эффективному внедрению или длительной систематической работе | Внедрение, точно спланированное для получения устойчивых результатов | |||||
Персонал не подготовлен к вступлению в новую область и поэтому остается в своей области | Персонал подготовлен к началу изменений и поддерживает их в процессе реализации | |||||
Персонал избегает изменений, поскольку это не входит в круг его обязанностей | Персонал принимает изменение как свое собственное дело и полностью содействует последующим усовершенствованиям | |||||
Отсутствие продолжительных выгод от приложения чрезмерных усилий из-за неправильного выбора многих направлений, в результате чего конкуренты успели быстро скопировать внесенное изменение | Значительное усилие станет выглядеть целесообразным после того, как конкуренты начнут топтаться на месте, а позиции организации станут укрепляться |