0.1 Общие положения
Настоящий стандарт разработан с целью предоставления возможности руководителям высшего звена организаций или администрации планировать процессы выпуска продукции и предоставления услуг на значительную перспективу в будущем, по крайней мере - на одно поколение продукции вперед (после находящейся в разработке в настоящее время).
Примечание 1 - Для краткости термин "руководство" будет использоваться в большинстве случаев для обозначения собственников-управляющих, партнеров, членов совета директоров и других высших руководителей в частных организациях, а также высшего звена руководства общественных и некоммерческих организаций.
Примечание 2 - В настоящем стандарте термин "продукция" включает в себя услуги, процессы и бизнес-модели.
Настоящий стандарт определяет язык описаний, проблем и процедур для тех организаций, которые недавно образованы, имеют небольшие размеры и относительно неопытны в инновациях и могут совершенствовать свои инновационные показатели, а затем использовать их в качестве основы для совместных инициатив вместе с партнерами по продвижению соответствующих инноваций. Все или отдельные положения данного стандарта могут создавать основу для заключения контрактов между организациями, а несколько этих положений могут использоваться в качестве основы для выработки системы показателей с целью контроля и оценки деятельности организации.
Исследования показали, что организации, которые развивают базовые принципы долгосрочных инноваций, более оперативно реагируют на угрозы и неожиданные ситуации, предпринимают соответствующие защитные меры, лучше противостоят изменениям и становятся более успешными.
0.2 Выживание организаций, наиболее приспособленных к инновациям
Главный приоритет организации - это выживание и процветание. Выживание обычно зависит от объемов существующих рынков и использования преимуществ, связанных с новыми возможностями.
Накопление маркетинговой информации и анализ основных требований потребителей очень важны для разработки бизнес-стратегий, которые обеспечивают рост организации.
Ничто в жизни не может оставаться неизменным в течение длительного времени. Потребитель заинтересован в таких изменениях, которые сначала воспринимают как роскошь, затем постепенно превращают в доминирующую особенность и наконец - становятся основным требованием рынка. Те организации, которые отказались от процессов обновления и совершенствования своей продукции и услуг, к сожалению, будут становиться нежизнеспособными.
0.3 Инновации приходят после технологий
Инновации не ограничиваются исследованием и разработкой технологии. Они рождаются во всех структурах организации в пределах всей цепочки добавленной стоимости, а также на всех этапах жизненного цикла производства/обслуживания - при исследованиях, конструировании, изготовлении продукции, ее распространении, реализации на рынке, изъятии, окончательной утилизации и вторичной переработке.
Примечание - Результативный вклад, вносимый за счет инноваций, не обязательно связан с финансовыми результатами, когда это касается общественных и некоммерческих организаций.
0.4 Инновации не создаются навсегда
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для тех организаций, которые определили для себя, что инновации являются основным направлением их развития. Однако важно подчеркнуть, что инновации могут не быть основной целью деятельности каждой организации и не обязательны для каждого вида продукции. Более того, потребители и рынки не всегда приветствуют инновации, если выгода от них не очевидна.
Процесс инновации может быть более продолжительным, затратным и рискованным, нежели просто усовершенствование продукции, поэтому ее постоянное совершенствование и заключение лицензионных соглашений с изобретателями может оказаться более предпочтительным вариантом, чем инновации.
0.5 Накопление опыта использования продукции и услуг
Удовлетворение запросов потребителя может происходить вне зависимости от опыта использования продукции и услуг, поэтому особое внимание должно уделяться всем факторам, которые вносят свой вклад в получение этого опыта.
За последнее десятилетие в экономиках промышленно развитых стран доля валового внутреннего продукта от услуг значительно возросла, поскольку возросла доля людей, занятых в сфере обслуживания. В некоторых случаях эти доли возросли на 70%. Другая важная тенденция - это предоставление услуг изготовителями с целью поддержки своей продукции. Эти дополнительные услуги обеспечивают предоставление более заманчивых предложений потребителям и конкурентные преимущества. Вследствие этого расширяется сфера услуг и повышается рентабельность организации.
При этом важно гарантировать непрерывность между поколениями продукции и соответствующую интеграцию в производственных системах и секторах. Некоторые организации расценивают различные поколения продукции как ее отдельные типы (виды), не в последнюю очередь с точки зрения управления проектированием (дизайном). Однако переход от одного поколения продукции к последующему будет нарушаться, если отсутствует последовательность при смене персонала в коллективе проектировщиков (дизайнеров) и надлежащего или нерегулярного накопления опыта и поддержания соответствующих архивов.
В приложении А приведены вопросники для оценки инновационной деятельности предприятий, позволяющие оценить возможности организации в инновационной сфере деятельности, а также продукции, услуг, процессов и проектов.
В настоящем стандарте используются оба понятия "инновационный менеджмент" и "менеджмент инноваций". В современной литературе наиболее часто используется термин "инновационный менеджмент". Хотя термин "инновационный менеджмент" может подразумевать, что инновацией является сам менеджмент, а "менеджмент инноваций" относится к управлению инновациями или инновационными объектами и процессами. В настоящем стандарте эти термины используются как идентичные.