Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55260.1.4-2012 Гидроэлектростанции. Часть 1-4. Сооружения ГЭС гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга

     7.3 Назначение критериев безопасности гидротехнических сооружений

7.3.1 Критерии безопасности ГТС устанавливают по следующим основным показателям безопасности:

- прочность (в т.ч. фильтрационная);

- устойчивость;

- пропускная способность (для речных ГТС);

- превышение гребня сооружения над уровнем воды в водохранилище с учетом волновых воздействий.

7.3.2 Критерии безопасности должны быть установлены для каждого ГТС, повреждение которого может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, и утверждены в установленном порядке в надзорных органах.

7.3.3 За критерии безопасности ГТС следует принимать предельные значения количественных и качественных показателей их состояния и условий эксплуатации, которые, с одной стороны, соответствуют допустимому уровню риска аварии сооружения, а с другой - характеризуют одно из его состояний: исправное (работоспособное), неисправное (частично работоспособное) или предаварийное (неработоспособное).

7.3.4 Для ГТС критерии безопасности должны быть установлены для двух уровней значений их диагностических показателей:

- - первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, характеризующий переход ГТС от работоспособного к частично работоспособному состоянию, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность водосбросных и водопропускных сооружений соответствуют условиям нормальной эксплуатации;

- - второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, характеризующий переход сооружения от частично работоспособного в неработоспособное (предаварийное) состояние, при превышении которых эксплуатация ГТС в проектных режимах не допустима.

7.3.5 Критерии безопасности ГТС должны быть установлены на стадии проектирования. Методы определения критериальных значений и показателей состояния ГТС выбираются в соответствии с приложением Б.

7.3.6 Для эксплуатируемых ГТС численные критериальные значения и диагностических показателей следует устанавливать поверочными расчетами по действующим нормам на основное и особое сочетание нагрузок и воздействий. При этом в расчетных моделях и схемах должны быть учтены конструктивные изменения сооружения, внесенные в ходе строительства и эксплуатации, уточненные расчетные нагрузки, характеристики грунтов и материалов, а также выявленные наблюдениями особенности работы, процессы и дефекты, влияющие на прочность и устойчивость сооружения и основания.

7.3.7 Для диагностических показателей, для которых достоверные расчетные значения получить сложно (из-за отсутствия исходных данных, сложности учета многочисленных факторов и т.п.) критериальные значения могут быть установлены статистическим методом.

7.3.8 Статистический метод для назначения критериев безопасности может быть применен для всего комплекса измеряемых диагностических показателей при наличии представительного (5-10 лет) временного ряда измерений в диапазоне нагрузок и воздействий, ранее испытанных ГТС в процессе эксплуатации.

7.3.9 При наличии четких связей количественных диагностических показателей сооружения с уровнями нагрузок, воздействий и цикличностью их изменения во времени критерии безопасности могут быть установлены в виде функциональных зависимостей (закономерностей изменения) между ними.

7.3.10 При проведении мониторинга ГТС в период их эксплуатации следует, наряду с измерениями количественных диагностических показателей, контролировать качественные диагностические показатели (признаки) их технического состояния на основе визуальных наблюдений и экспертных оценок.

7.3.11 Состав и критериальные значения качественных диагностических показателей (признаков) и (аналогичных по смыслу количественным критериям и ) устанавливаются экспертным путем на основе анализа сценариев потенциально возможных аварий и прогноза возможных изменений работы и состояния эксплуатируемого ГТС под воздействием различных деструктивных процессов, неисправностей и отказов в работе, природных и техногенных нагрузок и воздействий.

7.3.12 В состав контролируемых визуальными наблюдениями качественных диагностических показателей (признаков) технического состояния эксплуатируемых ГТС должны быть включены:

- наличие и развитие очагов выхода фильтрации на низовые откосы грунтовых плотин (дамб), на береговые склоны, на территорию нижнего бьефа;

- наличие и развитие очагов механической или химической суффозии грунта в плотинах, на берегах, в основании;

- засорение, зарастание, перемерзание дренажных устройств;

- наличие и развитие трещин, локальных воронок проседания грунта, оползневых "цирков", очагов выпора и пучения грунтов на грунтовых сооружениях;

- повреждения волнозащитных креплений откосов плотин (дамб);

- образование наледей на откосах, у дренажей, на береговых склонах;

- протечки через швы и трещины в бетонных сооружениях и подземных выработках;

- механические повреждения, морозная коррозия, трещинообразование и выщелачивание бетона в элементах сооружений;

- размывы русел каналов и русел в нижних бьефах ГЭС;

- обнажение и коррозия рабочей арматуры несущих железобетонных элементов сооружений и анкерных креплений стен и сводов подземных выработок.