5.1 Мониторинг технического состояния и безопасности (далее - мониторинг) должен проводиться на всех ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации в соответствии с [2].
5.2 Мониторинг проводят в целях обеспечения постоянного контроля за показателями технического состояния и безопасности ГТС, природных и техногенных воздействий и разработки мер на основании полученных данных, обеспечивающих условия для безопасной эксплуатации ГТС и предотвращения их повреждений и аварий.
5.3 Основой мониторинга ГТС являются регулярные комплексные инструментальные и визуальные наблюдения за диагностическими показателями их состояния в период эксплуатации. Основу технической системы мониторинга составляют АС, АСДК, АСО КИА, ИДС, ИУ и КИА для получения, обработки и оценки достоверной оперативной информации наблюдений, информации о работе и состоянии сооружения, разработанные на основании технического задания согласно ГОСТ 34.602.
5.4 ГТС для осуществления мониторинга их состояния должны быть заблаговременно (на стадии строительства) оснащены необходимыми современными приборными ИУ, КИА, другими техническими системами в соответствии с проектом.
5.5 Мониторинг ГТС должен проводиться эксплуатационным персоналом, аттестованным на проведение данного вида работ. Для проведения указанных работ могут привлекаться специализированные организации, имеющие соответствующие свидетельства (сертификаты) и опыт работы.
5.6 Для ГТС, подвергаемых мониторингу, должны быть установлены критериальные значения контролируемых диагностических показателей их работы и технического состояния (критерии безопасности).
5.7 Мониторинг на эксплуатируемых ГТС должен проводиться постоянно в течение всего жизненного цикла эксплуатации: при вводе в эксплуатацию, при эксплуатации, ремонтных работах, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
5.8 Мониторинг ГТС в процессе эксплуатации должен обеспечивать:
- оперативный контроль, предусматривающий экспресс-анализ состояния ГТС после каждого цикла измерений (наблюдений) диагностических показателей путем сопоставления их с критериями безопасности;
- текущий контроль, предусматривающий комплексный анализ состояния ГТС в годичном (многолетнем) цикле наблюдений, путем оценки соответствия диагностических показателей критериям безопасности, характера (тенденции) их изменения во времени, адекватности реакции ГТС на изменения нагрузок и воздействий;
- многофакторный анализ, предусматривающий комплексную оценку прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности сооружения по результатам многолетних наблюдений диагностических показателей его работы и поверочных расчетов, выполненных с уточнением расчетных моделей и схем, фактических нагрузок и воздействий (выполняется специализированной организацией).
5.9 Собственник или эксплуатирующая организация обеспечивают поддержание в исправном состоянии технических средств системы мониторинга сооружений. Вышедшие из работы ИУ и КИА подлежат замене на новые, способные давать необходимую достоверную информацию о состоянии ГТС. При невозможности равноценной замены КИА необходимо использовать альтернативные методы контроля.
5.10 При проведении мониторинга необходимо соблюдать требования по охране труда и охране окружающей среды.