Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55434-2013 Электропоезда. Общие технические требования (с Поправкой)

     6 Требования к системам торможения и пневмооборудованию

6.1 Электропоезда должны быть оборудованы следующими видами тормозов:

- автоматическим пневматическим тормозом;

- электропневматическим тормозом прямодействующего типа;

- электрическим тормозом;

- стояночным тормозом.

Допускается применение:

- автоматического электропневматического тормоза (петля безопасности);

- автоматического электрического тормоза на моторных вагонах;

- рельсового тормоза (вихретокового или магниторельсового).

Пневматический, электропневматический или стояночный (фрикционный) тормоз может быть как колодочным, так и дисковым. Колодки фрикционного тормоза должны соответствовать ГОСТ 28186.

6.2 Для электропоездов со скоростями движения до 200 км/ч тормозной коэффициент сцепления колес с рельсами (отношение тормозной силы колесной пары к нагрузке на ней) при служебном торможении не должен превышать 0,15. Для электропоездов со скоростями движения свыше 200 км/ч коэффициент сцепления колес с рельсами должен снижаться линейно до 0,117 при скорости 300 км/ч.

При экстренном торможении допускается превышение вышеуказанных значений тормозного коэффициента сцепления при экстренном торможении автоматическим пневматическим (электропневматическим) тормозом (возможно совместно с электрическим и рельсовым тормозом) вплоть до значения 0,30, если на соответствующем вагоне применены противоюзные устройства.

6.3 Максимальные значения тормозных путей электропоезда любой составности (различных скоростей движения, включая конструкционную скорость) при экстренном торможении, в штатном режиме управления тормозами, с максимальной загрузкой, на прямом горизонтальном участке пути, чистых и сухих рельсах (без входа в юз колесных пар или срабатывания противоюзных устройств) при всех допустимых температурах фрикционной пары (от минус 50°С до температуры, достигаемой после двух экстренных торможений с максимальной скорости) с применением только автоматических тормозов не должны превышать расстояний, указанных в таблице 3.


Таблица 3 - Тормозные пути электропоезда

Скорость начала торможения, км/ч

Тормозные пути, м, при конструкционной скорости электропоезда, км/ч

80

100

120

130

140

160

200

220

250

300

300

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3908

250

-

-

-

-

-

-

-

-

2606

2606

220

-

-

-

-

-

-

-

2018

2018

2018

200

-

-

-

-

-

-

1735

1668

1668

1668

160

-

-

-

-

-

1282

1157

1157

1157

1157

140

-

-

-

-

982

982

931

931

931

931

120

-

-

1057

857

721

721

721

721

721

721

100

-

734

734

612

544

544

544

544

544

544

80

470

470

470

414

381

381

381

381

381

381

40

117

117

117

117

117

117

117

117

117

117

Примечание - В таблице заложен принцип возрастания требований к тормозной эффективности, характеризуемой коэффициентом тормозного нажатия (от 0,6 до 1,3) при увеличении конструкционной скорости электропоезда.

6.4 При экстренном торможении эффективность комплекса автоматических тормозов, действующих от максимальной скорости до остановки, должна быть максимальной с использованием условий сцепления на пределе возможности во всем диапазоне изменения скорости. Если на колесной паре достигнут тормозной коэффициент сцепления, указанный в 6.2 для служебных торможений, то дальнейшее использование условий сцепления необязательно.

Электропоезда должны быть оборудованы действующими на каждом вагоне системами защиты колесных пар от юза (противоюзными устройствами). Должно быть предусмотрено автоматическое отключение противоюзного устройства при единичном отказе его цепей управления.

Относительное скольжение колесных пар при торможении не должно превышать 90%.

В режиме комбинированного торможения противоюзное устройство должно управлять как пневматическим, так и электрическим тормозом, понижая тормозное усилие одновременно обеих тормозных систем либо одной из них, если это достаточно для исключения недопустимого скольжения колесных пар.

На электропоезде может быть применено устройство, повышающее коэффициент сцепления между колесом и рельсом (устройство подачи песка, выжигания загрязнений, нанесения активатора трения и т.д.).

Пригородные электропоезда могут комплектоваться системами, регулирующими тормозную силу в зависимости от числа пассажиров в вагонах.

6.5 Допускается головные и моторные вагоны электропоезда оборудовать устройствами подачи песка объемом от 30 до 40 л на тележку. Бункеры для хранения песка должны быть оборудованы системой подогрева. Песочницы должны быть расположены так, чтобы обеспечивать подачу песка под первые колесные пары в зависимости от направления движения электропоезда. Форсунки распыления песка должны быть защищены от попадания снега и льда.

6.6 На электропоезде должно быть предусмотрено не менее двух компрессорных установок. При отказе одной из компрессорных установок суммарная производительность оставшихся компрессорных установок электропоезда любой составности должна быть рассчитана из условий обеспечения работы тормозной системы и других потребителей сжатого воздуха в составе всего электропоезда.

6.7 Компрессорные установки должны соответствовать ГОСТ 10393, а также должны быть оборудованы шумовибропоглощающими устройствами, системами аварийного сброса сжатого воздуха (предохранительные клапаны) и осушки сжатого воздуха с емкостями для сбора конденсата, а также устройствами его удаления, исключающими образование конденсата и ледяных пробок в тормозной системе и пневмоприводах электрооборудования во всем диапазоне температур наружного воздуха при максимальной влажности воздуха во всех режимах эксплуатации электропоезда. Чистота сжатого воздуха должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 53977.

6.8 Компрессорные установки должны иметь возможность запуска в зимнее время при минимальной температуре наружного воздуха, соответствующей климатическому исполнению электропоезда.