5.18.1 Электропоезда могут быть оборудованы двумя видами сцепных (автосцепных) устройств, которые различают по назначению:
- концевым автосцепным устройством - для соединения электропоезда с локомотивом, оборудованным типовым автосцепным устройством с контуром зацепления по ГОСТ 21447 с целью буксировки, в том числе при нештатных ситуациях;
- межвагонным сцепным устройством - для соединения вагонов между собой.
5.18.2 Концевое автосцепное устройство электропоезда должно включать в себя ударно-тяговую автосцепку с контуром зацепления по ГОСТ 21447. Допускается применение автосцепных устройств другого типа при наличии адаптера (переходника) для сцепления с автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447. Для электропоездов, состоящих из нескольких секций, которые могут эксплуатироваться независимо, каждая секция должна быть оснащена концевыми автосцепными устройствами.
5.18.3 Высота оси концевых автосцепок над уровнем головки рельса должна быть не менее 980 мм в груженом состоянии вагонов и не более 1080 мм - в порожнем.
5.18.4 Сцепление электропоезда с маневровым локомотивом должно быть обеспечено на кривой радиусом 250 м и более, а также на участке ее сопряжения с прямой без переходной кривой, при вертикальном смещении осей смежных автосцепок до 100 мм.
5.18.5 Межвагонное сцепное устройство электропоезда или секций, не требующих переформирования в эксплуатации, должно быть ударно-тяговым и жесткого типа (исключающим относительные вертикальные перемещения по контуру зацепления) с контуром зацепления, приведенным на рисунке А.1 (приложение А). Размеры со знаком "*" являются рекомендуемыми. Допускается применение межвагонных сцепных устройств другого типа при наличии адаптера (переходника) для сцепления с автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447.
Допускается применение автосцепки с контуром зацепления по ГОСТ 21447.
5.18.6 При использовании межвагонных сцепных устройств с контуром зацепления, приведенным на рисунке А.1 (приложение А), их соединение с типовой автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447, осуществляют при помощи переходного приспособления (адаптера). Установка адаптера должна быть обеспечена вручную без применения специальных подъемных устройств. Масса адаптера или его составных частей, устанавливаемых отдельно, должна быть не более 25 кг. Высота оси адаптера над уровнем головки рельса со стороны зацепления с автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447 должна соответствовать требованиям 5.18.3.
5.18.7 Расцепление концевых сцепок должно быть обеспечено с любой стороны секции электропоезда или группы вагонов одним человеком без захода между вагонами.
5.18.8 Концевое и межвагонное сцепные (автосцепные) устройства должны исключать самопроизвольное их разъединение во всех эксплуатационных режимах работы, а также при изломе элементов крепления сцепных (автосцепных) устройств.
5.18.9 В состав концевого и межвагонного сцепного (автосцепного) устройства должен входить поглощающий аппарат, обеспечивающий амортизацию продольных сил при сцеплении экипажей и движении электропоезда и имеющий следующие основные параметры:
- усилие закрытия при квазистатическом нагружении не менее 1000 кН;
- энергоемкость не менее 25 кДж при усилии не более 1000 кН;
- усилие начальной затяжки от 25 до 50 кН;
- коэффициент необратимого поглощения энергии не менее 0,3;
- поглощающий аппарат должен сохранять работоспособность во всем интервале эксплуатационных температур от минус 50°С до плюс 50°С;
Примечание - При температурах минус 40°С и минус 50°С допускается снижение энергоемкости на 30% от исходного значения при температуре 18°С. После нагружения при температуре минус 50°С на полный конструктивный ход снижение энергоемкости, определяемое при температуре 18°С, не должно превышать 30%.
- поглощающий аппарат должен обеспечивать сохранение его силовых и энергетических характеристик в процессе эксплуатации между плановыми видами ремонта.
Примечание - Снижение энергоемкости после введения 25000 кДж энергии должно составлять не более 10%.
5.18.10 Центрирующее устройство сцепки (автосцепки) должно обеспечивать ее горизонтальное положение по оси вагона в свободном (несцепленном) положении и возможность ее поворота относительно вертикальной и горизонтальных осей, не препятствуя проходу сцепом вагонов нормативных кривых, а также колебаниям вагонов во время движения электропоезда по переломам профиля пути до 20‰.
5.18.11 При использовании в межвагонных сцепных устройствах автосцепок в соответствии с ГОСТ 21447 вагоны должны быть оборудованы буферными устройствами, обеспечивающими суммарное распорное усилие при сцепленных вагонах не менее 9 кН.
5.18.12 При использовании в межвагонных сцепных устройствах беззазорных (исключающих продольные зазоры после сцепления) сцепок допускается исключение буферных устройств при наличии подтверждения обеспечения требуемой плавности хода без использования буферов.