Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55439-2013 Внутренний водный транспорт. Перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы речных портов. Перегрузочные машины и оборудование. Требования безопасности (Переиздание)

     5.12 Предохранительные устройства

5.12.1 Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

- механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних положениях;

- механизма изменения вылета в его крайних положениях;

- механизма передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек, при скорости крана (тележки) в момент подхода к крайнему положению более 30 м/мин;

- механизмов передвижения кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути;

- механизмов передвижения мостовых кранов.

5.12.2 Ограничители рабочих движений должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины.

5.12.3 Концевые выключатели должны обеспечивать возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в первоначальном направлении возможно: для механизма передвижения мостового крана - при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, обеспечиваемой электроприводом; для механизма опускания стрелы стрелового крана - в транспортное положение (без груза).

5.12.4 Ограничитель механизма подъема груза или стрелы должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей не менее 50 мм, у других кранов - не менее 200 мм. Скорость подъема груза более 40 м/мин на кране требует установки дополнительного ограничителя, срабатывающего до основного ограничителя, переключающего схему на пониженную скорость подъема.

5.12.5 У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель (ограничители) должен (должны) отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.

5.12.6 Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до упора: для портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения; для остальных кранов - не менее половины пути торможения.

5.12.7 Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на: 15% - для портальных кранов; 10% - для остальных кранов. У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

5.12.8 Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%.

5.12.9 После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть обеспечено автоматическое опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента, автоматическое отключение механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи, а также оснащены координатной защитой.

5.12.10 Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т, портальные и стреловые краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы, фиксирующими массу груза.

5.12.11 Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должно быть возможно с любого из них.

5.12.12 Козловые краны и мостовые краны-перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

5.12.13 У кранов с электроприводом, кроме кранов с электрическими талями, имеющих второй грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети.

5.12.14 Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении, троллеи с напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться. У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

5.12.15 Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери. Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается дверь тамбура.

5.12.16 У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось.

5.12.17 У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика (оператора). Указатель грузоподъемности может входить в состав электронного ограничителя грузоподъемности.

5.12.18 В кабине стрелового крана должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана.

5.12.19 Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными и буферными устройствами, которые могут быть оборудованы электрическим или ручным приводом в соответствии с ГОСТ 1451.

5.12.20 При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.

5.12.21 Краны (кроме электрических талей) и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены на случай поломки колес и осей ходовых устройств опорными деталями, установленными на расстоянии не более 20 мм от рельсов.

5.12.22 У стреловых кранов с изменяющимся вылетом и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

5.12.23 У грузоподъемных кранов должна быть предусмотрена нулевая и токовая защита в системе управления приводами механизмов для исключения их несанкционированного запуска.